Приветствую Вас, Гость

Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №10 г Железнодорожный

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На методическом объединении зам. директора по УВР Директор школы №10

учителей общественных наук __________________ _________А.А.Штанова.

______ руководитель МО ______________2009 г __________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу « История с древнейших времен до конца XIX века»

для 10 класса (базовый уровень) на 2009-2010 учебный год

Автор рабочей программы: Мачалова Ирина Николаевна учитель истории высшей квалификационной категории

Классы ___10 А, 10В_____________________________________-___________________________________

Сроки освоения программы: _______________________ 72 часа _______________________________________

УМК:

Программа: Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина. Программа курса «Всеобщая История». 10-11 классы. Базовый уровень. М., «Русское слово», 2008г

Учебник: Н.В. Загладин, Н.А.Симония « Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века», (базовый уровень) 10 класс.

Методические пособия для учителя: В.Г. Петрович, Н.М. Петрович «Уроки истории: 10-11 класс: Методическое пособие

Пояснительная записка к рабочей программе

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов (базовый уровень), программы Н.В. Загладина, Х.Т. Загладиной.

«Всеобщая История». 10-11 классы. Базовый уровень. М., «Русское слово», 2008г. . В соответствии с Концепцией профильного образования базовые общеобразовательные предметы,

обязательные для всех учащихся во всех профилях.

Изучение курса «Всеобщая истории с древнейших времен до конца XIХ века» рассчитано на 30 часов

Основной задачей курса становится формирование целостной картины мирового опыта человечества с древнейших времен до конца ХIХ века и создание условий для осмысления

основных событий; для продолжения работы над понятиями и категориями, начатой в основной школе; для освоения основных исторических источников. Сложившаяся практика

изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории является фундаментом

и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников.

Цели исторического образования

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,

религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов в мировом сообществе, определять собственную позицию по отношению к исторической реальности,

соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки

исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Требования к уровню подготовки учащихся: «знать/понимать/уметь»:

Учебно-познавательные компетенции:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

- принципы и способы периодизации всемирной истории;

- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории

Информационные компетенции:

«уметь»: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Коммуникативные компетенции

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. - проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

- классифицировать исторические источники по типу информации;

- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

Организационные компетенции

- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому

предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для

ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии,

исследовательского проекта, публичной презентации.

Ценностно-смысловые компетенции

«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для: - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной

жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

Общекультурные компетенции

- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

- учет в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Социально профессиональные компетентности

- решение проблемы дальнейшей профессиональной подготовки,

- более высокий уровень оценочной деятельности, формирование опыта для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук,

- освоение элементов философии истории и методологии истории как науки,

- овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач;

- готовность к планированию и реализации собственной карьеры с учетом социальной ситуации.

Ключевые компетенции

Виды деятельности на уроке

Темы

Учебно-познавательные компетенции:

Вводная лекция с элементами беседы, обзорные лекции, комментарии к схемам. Указание причинно-следственных связей, перечисление признаков, характеристика общественных отношений, выявле­ние отличий. Объяснение нового материала.

Тема 1. Пути и методы познания истории

Тема II. Первобытная эпоха У истоков рода человеческого.

Тема IV Античная эпоха в истории чело­вечества

Возвышение Рима

Тема VIII. Позднее средневековье (XVI-начало XVII вв.)Реформация, контрреформация и религиоз­ные войны на Европейском континенте.

Тема XВеликая Французская революция и ее по­следствия для Европы. Наполеоновские войны.

Информационные компетенции:

Работа с тек­стом учебника и картой, анализ исторических текстов, документов. Работа с интерактивной доской, материалами Интернет, мультимедиа презентациями

Тема IV Закономерности и случайности в жизни народов Проблемы периодизации всемирной истории

Тема X. Время потрясений и перемен (конец XVIII - начало XIX века).

Коммуникативные компетенции

Подготовка сообщений, составление развернутого плана ответа, лекция с элементами беседы, обсуждение проблемных вопросов

Тема II. Неолитическая революция.

Организационные компетенции

Составление сравнительной таблицы, умение сравнивать, делать выводы. Определять цели, определять результаты, выполнять задания в соответствии с планом

Тема III. Первые государства Древнего мира Деспотии Востока.

Тема V. Период раннего средневековья (У-Х вв.)

Тема VI. Западная Европа XII-XIII веков. Крестовые походы

Ценностно-смысловые компетенции

Доклады учащихся, обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения, умение вести себя в ситуации выбора.

Тема IV Борьба за господство в Средиземноморье.

Тема IX. Европа на новом этапе развития (конец ХУП-ХУШ века).Кризис сословного строя в Европе. Буржуаз­ная революция в Англии.

Тема X Обшественно-политическое развитие стран Западной Европы во второй поло­вине XIX века.

Эволюция системы международных отношений в Новое время

Общекультурные компетенции

Об­суждение вопросов, дискуссии, выявление спорных проблем, развернутые ответы на вопросы.

Тема V Экспансия ислама.

Повторение тем «Речные и морские цивилизации»

Тема X Наука и искусство в ХУШ-Х1Х веках

Социально профессиональная компетентность

Сообщения о выдающихся ученых, путешественниках. Комментарии к схемам «Социальная структура общества».

Тема VI Западная Европа в эпоху Ренессан­са

Календарно- тематическое планирование курса «Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века».Х класс.

№ урока

Дата

Название тем, уроков, планы уроков

Тип урока. Основные виды деятельности.

Основные понятия

Домашнее

задание

1.

02.09

Тема 1. Пути и методы познания истории Вводный урок

1.Краткая характеристика содержания курса. 2. Место исторической науки в познании общества. 3.Этапы развития исторического знания.

Вводная лекция с элементами беседы, озна­комление с учебником, его структурой и со­держанием разделов. Выделение и характеристика основных этапов исторического познания, ра­бота с документами. Заполнение таблицы «Этапы развития исторических знаний».

Вещественные и письменные источники, идеология. Уникальность исторического пути. Движущая сила истории, вспомогательные исторические дисциплины .Прогресс.

§ 1

2.

02.09

Закономерности и случайности в жизни народов Проблемы периодизации всемирной истории

1. Религиозно-мистические взгляды на историю. 2. Становление и развитие материалисти­ческих взглядов на мир. 3. Философия истории в XX веке.

Комментарии учителя к схемам учебника. Об­суждение вопросов о роли личности в исто­рии, о влиянии политики на формирование исторических взглядов. Выявление спорных проблем философии истории XX в.Комментарии к схемам учебника

Общественно-экономическая формация.

Цивилизационный подход.

Стадиальная теория. Теория локальных цивилизаций

Периодизация истории

§ 2 -3

3.

09.09

Тема II. Первобытная эпоха У истоков рода человеческого.

1. Человеческое общество и природные сообщества. 2. Эволюция человека. 3. Человек осваивает планету.

Вводная лекция, выявление факторов и на­правлений эволюции человека. Работа с тек­стом учебника и картой «Стоянки первобыт­ного человека» .

Праобщина. Эволюция .Австралопетеки. Питекантроп. Неандерталец.Кроманьонец.Мезолит. Палеолит. Энеолит

§ 4

4.

09.09

Неолитическая революция.

  1. Человек и природа: первый конфликт, 2. Аграрно-скотоводческие культуры. 3. Переход от матриархата к патриарха­ту. 4. Переход к энеолиту.

Объяснение процесса перехода от присваи­вающего к производящему типу хозяйства. Комментарии к схемам учебника «От пер­вобытности к ранней государственности».

Содержание неолитической революции. Присваиющее хозяйство. Производящее хозяйство .Матриархат. Патриархат. Племя

§ 5

№ урока

Дата

Название тем, уроков, планы уроков

Тип урока. Основные

виды деятельности

Основные понятия

Домашнее

задание

5.

16.09

Тема III. Первые государства Древнего мира Деспотии Востока.

1. Предпосылки возникновения госу­дарства. 2. Рабовладение и общественные от­ношения в древних государствах. 3. Культура и верования в Древнем Египте.

Указание причин образования государств, перечисление признаков государства. Характеристика общественных отношений в древ­них государствах, комментарии к схемам «Социальная структура общества».

Государство. Дикость Варварство. Речные цивилизации. Ирригационная система. Фараон .Патриархальное рабство. Общинное земледелие. Деспотия

§ 6

6.

16.09

Расширение ареала цивилизации

1. Военные деспотии Древнего мира. 2. Истоки слабости деспотий древности. 3. Древняя Индия. 4. Китай в эпоху древности 5. Новый этап духовной жизни.

Лекция учителя, составление плана «Военные деспотии Древнего мира», заполнение табли­цы «Новый этап духовной жизни». Выявле­ние отличий новых религий от прежних веро­ваний.

Особенности развития восточных деспотий. Сепаратизм. Касты. Религии спасения.

§ 7-8

7-8.

23.09

23.09

Тема IV Античная эпоха в истории чело­вечества Города-государства Греции и Италии. 1. Античная Греция.2. Города-государства Греции. 3. Города-государства Италии. Основание Рима.

Сравнительный анализ исторического разви­тия древних городов-государств: Афин, Спар­ты, Рима. Составление сравнительной табли­цы «Варианты развития полиса»

Античные цивилизации –морские. Колония ,метрополия, полис, демократия, аристократия, олигархия

§ 9

9.

30 .09

Борьба за господство в Средиземноморье.

1. Греко-персидские войны. 2. Пелопонесские войны IV-V вв. до н.э. 3. Возвышение Македонии. 4. Завоевания Александра Македонского.

Хроника борьбы за господство в Средиземно­морье. Комментарии к схеме учебника «Фор­мирование и распад державы Александра Ма­кедонского». Подготовка сообщения на тему «Исторический портрет Александра Македон­ского»

Сенат, патриции, плебеи, народные трибуны, эллинизм, фаланга, экспансия

§ 10

10

30 .09

Возвышение Рима.1. Господство над Италией. 2. Пунические войны. 3. Кризис Римской республики. 4. Становление Римской империи.

Обзорная лекция «Основные периоды Рим­ской истории». Сравнительный анализ путей развития греческих и римского полисов, вы­деление общих черт и особенностей. Составление развернутого плана «Этапы раз­вития римской государственности».

Легион, Пунические войны, республика, империя, принципат, диктатор. Культура и искусство

§ 11

№ урока

Дата

Название тем, уроков, планы уроков

Тип урока. Основные

виды деятельности

Основные понятия

Домашнее

задание

11

30. 09

Закат Римской империи. 1. «Золотой век» Рима. 2. Кризис Римской империи. 3. Христианство в Римской империи. 4. Падение Западной Римской империи. Начало Великого переселения народов

Лекция учителя. Составление плана «Факторы кризиса Империи». Комментарии к схеме «Распад Римской империи».Обсуждение проблемы «Великое переселение народов». Выявление комплекса факторов, способствовавших кри­зису духовной жизни Рима, зарождению и распространению христианства. Анализ исто­рических аспектов библейских сказаний.

Великое переселение народов, варвары, натуральное хозяйство, гунны, христианство, гражданская война, цивилизационное наследие Древнего мира

§ 12-13

12-13

07. 10

Тема V. Период раннего средневековья (У-Х вв.)

Раннефеодальные империи в Европе и их распад.

1. Облик феодального общества. 2. Роль христианства в раннем средневе­ковье. 3. Империя Карла Великого и ее распад. 4. Нормандские завоевания. 5. Священная Римская империя герман­ской нации.

Характеристика феодализма как специфиче­ской формы общественного уклада. Коммен­тарии к схеме «Образование Франкской им­перии и ее распад». Выявление особенностей развития германских и итальянских земель.

Средние века, феодализм, классы, сословия, сеньоры, вассалы, феодальная раздробленность.

§ 14

14.

14. 10

Экспансия ислама.

1. Возникновение исламской религии. 2. Создание Арабского халифата и его распад. 3. Общественно-политическое устройство исламских стран.

Анализ общественного уклада арабов, роли природного фактора в развитии, выявление комплекса причин, приведших к возникнове­нию ислама. Работа с картой «Образование и распад Арабского халифата.

Аравия, ислам, Мухаммед, пророк, Коран, халиф, достижения арабских ученых.

§ 15

15.

14.10

Повторение тем «Речные и морские цивилизации»

Тестовая работа

№ урока

Дата

Название тем, уроков, планы уроков

Тип урока. Основные

виды деятельности

Основные понятия

Домашнее

задание

16.

21.10

Тема VI. Западная Европа XII-XIII веков. Крестовые походы

Эпоха классического средневековья (XI-XV вв.) 1. Светская власть и римско-католическая церковь в Западной Европе. 2. Крестовые походы и Византия. 3. Рост городов и сословный строй в Ев­ропе. .4.Образование централизованных госу­дарств в Западной Европе

Работа с текстом учебника. Обсуждение вопроса о причинах крестовых походов на Восток.

Выявление социально-экономических и поли­тических факторов процесса централизации. Сравнительная характеристика централизо­ванных государств во Франции и Англии. Объяснение учителем соотношения церков­ной и светской власти в общественном разви­тии Европейских государств.

Вестготы, вандалы, англы, саксы, франки. Родовая община, феод, барщина, оброк, рента, вассальная зависимость, рыцарь, десятина, Вселенские соборы, католическая церковь, аббат, монастырь, Хлодвиг, Мартелл. Инквизиция.Иконоборчество, духовная и светская власть

§ 16-18,19

17

21.10

Западная Европа в эпоху Ренессан­са

1. Становление культуры ренессанса в Ев­ропе ее значение. Гуманистическая идео­логия. 2. Политическое- развитие и абсолютизм. 3. Цеховая и мануфактурная стадия произ­водства.

Лекция учителя: «Культура Ренессанса и ее общеевропейское значение». Выявление общих черт в полити­ческом развитии европейских стран. Харак­теристика абсолютизма как закономерного этапа развития государственности. Сравни­тельная характеристика цеховой и мануфак­турной стадии производства. Работа с поня­тиями.

Натуральное хозяйство, городской совет, ратуша, ремесло, цех, братство, сословия, Генеральные штаты, феодальная раздробленность.

Религиозная культура.

Возрождение.

§ 25

18.

29. 10

Тема VIII. Позднее средневековье (XVI-начало XVII вв.) Эпоха великих географических открытий.Завоевание Америки. 1.Направления географических открытий. Великие путешественники. 2. Американские цивилизации доколумбовой эпохи 3. Мировая торговля и создание коло­ниальных империй. 4. Европейское соперничество за коло­нии.

Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы «Великие географические откры­тия и их последствия», работа с картой. Ре­комендуется обсудить заранее подготовлен­ные сообщения учащихся по теме: «Судьба народов доколумбовой Америки». Измене­ния в соотношении сил европейских держав.

Инки, ацтеки, майя –доколумбовы цивилизации, традиционная цивилизации.

Христофор Колумб, Америко Веспуччи, Васко да Гама

§ 26-27

№ урока

Дата

Название тем, уроков, планы уроков

Тип урока. Основные

виды деятельности

Основные понятия

Домашнее

задание

19.

29.10

Реформация, контрреформация и религиоз­ные войны на Европейском континенте.

1. Кризис римско-католической церкви. 2. Идеология Реформации. Учения Мартина Лютера, Т. Мюнцера, Цвингли и Ж. Кальвина. 3. Контрреформация. 4. Народные движения.

Лекция учителя. Сопоставление протестант­ских религиозных доктрин . Составление развернутого плана на тему «Контррефор­мация и религиозные войны в Европе». Комментарии к схеме «Последствия рефор­мации», составление таблицы «Народные движения в Европе», выявление закономер­ностей и локальных особенностей социаль­ных движений XVI- в начале XVII веков.

Мануфактурное производство. Модернизация, индульгенции, секуляризация, кальвинизм, протестантство, контрреформация.

§ 28-29

20.

11.11

Тема IX. Европа на новом этапе развития (конец ХУП-ХУШ века).Кризис сословного строя в Европе. Буржуаз­ная революция в Англии.

1. Причины английской буржуазной революции.

2. Религиозный фактор в гражданской войне в Англии. 3. Режим Кромвеля и реставрация. Итоги революции в Англии.

Обсуждение характера, социальных и поли­тических предпосылок революции в Анг­лии. Уяснение вопроса о том, почему эта революция вошла в историю как «буржуаз­ная».Анализ реставрации как формы компро­мисса между земельной аристократией и предпринимательскими слоями города, ро­ли низов города и деревни в революции.

Абсолютные монархии, буржуазные революции, обострение противоречий в английском обществе. Протекторат. Реставрация.

§ 32

21.

11.11

Эпоха Просвещения и просвещенный абсо­лютизм.1. Просветители и характеристика их взглядов. 2. Особенности Просвещения во Фран­ции. 3. Просвещенный абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ «сверху».

Лекция учителя, сопоставление взглядов просветителей Англии, Франции, герман­ских государств. Объяснение феномена «просвещенного абсолютизма» и причин его ограниченности.

Общественный договор, разделение властей, просвещенный абсолютизм, естественное право

§ 33

22

18. 11

Тема X. Время потрясений и перемен (конец XVIII - начало XIX века). Война за независимость в Северной Амери­ки 1. Особенности развития североамери­канских колоний Англии. 2. Освободительная война в Северной Америке и европейские державы. 3 Утверждение демократии в США и ее особенности.

Работа с текстом учебника. Анализ событий в североамериканских колониях Англии как первой успешной освободительной, демо­кратической революции, приведшей к реа­лизации многих из идей эпохи Просвеще­ния. Влияние образования США на политическое развитие Европы.

Колонии, гербовый сбор, граждане, фермерское, плантационное хозяйство, война за независимость, республика, Конгресс, Сенат, палата общин

§ 34