Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №10 г Железнодорожный
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На методическом объединении зам. директора по УВР Директор школы №10
учителей общественных наук __________________ _________А.А.Штанова.
______ руководитель МО ______________2009 г __________ 2009 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу « История с древнейших времен до конца XIX века»
для 10 класса (базовый уровень) на 2009-2010 учебный год
Автор рабочей программы: Мачалова Ирина Николаевна учитель истории высшей квалификационной категории
Классы ___10 А, 10В_____________________________________-___________________________________
Сроки освоения программы: _______________________ 72 часа _______________________________________
УМК:
Программа: Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина. Программа курса «Всеобщая История». 10-11 классы. Базовый уровень. М., «Русское слово», 2008г
Учебник: Н.В. Загладин, Н.А.Симония « Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века», (базовый уровень) 10 класс.
Методические пособия для учителя: В.Г. Петрович, Н.М. Петрович «Уроки истории: 10-11 класс: Методическое пособие
Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов (базовый уровень), программы Н.В. Загладина, Х.Т. Загладиной.
«Всеобщая История». 10-11 классы. Базовый уровень. М., «Русское слово», 2008г. . В соответствии с Концепцией профильного образования базовые общеобразовательные предметы,
обязательные для всех учащихся во всех профилях.
Изучение курса «Всеобщая истории с древнейших времен до конца XIХ века» рассчитано на 30 часов
Основной задачей курса становится формирование целостной картины мирового опыта человечества с древнейших времен до конца ХIХ века и создание условий для осмысления
основных событий; для продолжения работы над понятиями и категориями, начатой в основной школе; для освоения основных исторических источников. Сложившаяся практика
изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории является фундаментом
и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников.
Цели исторического образования
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов в мировом сообществе, определять собственную позицию по отношению к исторической реальности,
соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню подготовки учащихся: «знать/понимать/уметь»:
Учебно-познавательные компетенции:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории
Информационные компетенции:
«уметь»: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Коммуникативные компетенции
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. - проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
Организационные компетенции
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому
предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для
ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии,
исследовательского проекта, публичной презентации.
Ценностно-смысловые компетенции
«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для: - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной
жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
Общекультурные компетенции
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учет в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Социально профессиональные компетентности
- решение проблемы дальнейшей профессиональной подготовки,
- более высокий уровень оценочной деятельности, формирование опыта для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук,
- освоение элементов философии истории и методологии истории как науки,
- овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач;
- готовность к планированию и реализации собственной карьеры с учетом социальной ситуации.
Ключевые компетенции | Виды деятельности на уроке | Темы |
Учебно-познавательные компетенции: | Вводная лекция с элементами беседы, обзорные лекции, комментарии к схемам. Указание причинно-следственных связей, перечисление признаков, характеристика общественных отношений, выявление отличий. Объяснение нового материала. | Тема 1. Пути и методы познания истории Тема II. Первобытная эпоха У истоков рода человеческого. Тема IV Античная эпоха в истории человечества Возвышение Рима Тема VIII. Позднее средневековье (XVI-начало XVII вв.)Реформация, контрреформация и религиозные войны на Европейском континенте. Тема XВеликая Французская революция и ее последствия для Европы. Наполеоновские войны. |
Информационные компетенции: | Работа с текстом учебника и картой, анализ исторических текстов, документов. Работа с интерактивной доской, материалами Интернет, мультимедиа презентациями | Тема IV Закономерности и случайности в жизни народов Проблемы периодизации всемирной истории Тема X. Время потрясений и перемен (конец XVIII - начало XIX века). |
Коммуникативные компетенции | Подготовка сообщений, составление развернутого плана ответа, лекция с элементами беседы, обсуждение проблемных вопросов | Тема II. Неолитическая революция. |
Организационные компетенции | Составление сравнительной таблицы, умение сравнивать, делать выводы. Определять цели, определять результаты, выполнять задания в соответствии с планом | Тема III. Первые государства Древнего мира Деспотии Востока. Тема V. Период раннего средневековья (У-Х вв.) Тема VI. Западная Европа XII-XIII веков. Крестовые походы |
Ценностно-смысловые компетенции | Доклады учащихся, обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения, умение вести себя в ситуации выбора. | Тема IV Борьба за господство в Средиземноморье. Тема IX. Европа на новом этапе развития (конец ХУП-ХУШ века).Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии. Тема X Обшественно-политическое развитие стран Западной Европы во второй половине XIX века. Эволюция системы международных отношений в Новое время |
Общекультурные компетенции | Обсуждение вопросов, дискуссии, выявление спорных проблем, развернутые ответы на вопросы. | Тема V Экспансия ислама. Повторение тем «Речные и морские цивилизации» Тема X Наука и искусство в ХУШ-Х1Х веках |
Социально профессиональная компетентность | Сообщения о выдающихся ученых, путешественниках. Комментарии к схемам «Социальная структура общества». | Тема VI Западная Европа в эпоху Ренессанса |
Календарно- тематическое планирование курса «Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века».Х класс.
№ урока Дата | Название тем, уроков, планы уроков | Тип урока. Основные виды деятельности. | Основные понятия | Домашнее задание |
1. 02.09 | Тема 1. Пути и методы познания истории Вводный урок 1.Краткая характеристика содержания курса. 2. Место исторической науки в познании общества. 3.Этапы развития исторического знания. | Вводная лекция с элементами беседы, ознакомление с учебником, его структурой и содержанием разделов. Выделение и характеристика основных этапов исторического познания, работа с документами. Заполнение таблицы «Этапы развития исторических знаний». | Вещественные и письменные источники, идеология. Уникальность исторического пути. Движущая сила истории, вспомогательные исторические дисциплины .Прогресс. | § 1 |
2. 02.09 | Закономерности и случайности в жизни народов Проблемы периодизации всемирной истории 1. Религиозно-мистические взгляды на историю. 2. Становление и развитие материалистических взглядов на мир. 3. Философия истории в XX веке. | Комментарии учителя к схемам учебника. Обсуждение вопросов о роли личности в истории, о влиянии политики на формирование исторических взглядов. Выявление спорных проблем философии истории XX в.Комментарии к схемам учебника | Общественно-экономическая формация. Цивилизационный подход. Стадиальная теория. Теория локальных цивилизаций Периодизация истории | § 2 -3 |
3. 09.09 | Тема II. Первобытная эпоха У истоков рода человеческого. 1. Человеческое общество и природные сообщества. 2. Эволюция человека. 3. Человек осваивает планету. | Вводная лекция, выявление факторов и направлений эволюции человека. Работа с текстом учебника и картой «Стоянки первобытного человека» . | Праобщина. Эволюция .Австралопетеки. Питекантроп. Неандерталец.Кроманьонец.Мезолит. Палеолит. Энеолит | § 4 |
4. 09.09 | Неолитическая революция.
| Объяснение процесса перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. Комментарии к схемам учебника «От первобытности к ранней государственности». | Содержание неолитической революции. Присваиющее хозяйство. Производящее хозяйство .Матриархат. Патриархат. Племя | § 5 |
№ урока Дата | Название тем, уроков, планы уроков | Тип урока. Основные виды деятельности | Основные понятия | Домашнее задание |
5. 16.09 | Тема III. Первые государства Древнего мира Деспотии Востока. 1. Предпосылки возникновения государства. 2. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах. 3. Культура и верования в Древнем Египте. | Указание причин образования государств, перечисление признаков государства. Характеристика общественных отношений в древних государствах, комментарии к схемам «Социальная структура общества». | Государство. Дикость Варварство. Речные цивилизации. Ирригационная система. Фараон .Патриархальное рабство. Общинное земледелие. Деспотия | § 6 |
6. 16.09 | Расширение ареала цивилизации 1. Военные деспотии Древнего мира. 2. Истоки слабости деспотий древности. 3. Древняя Индия. 4. Китай в эпоху древности 5. Новый этап духовной жизни. | Лекция учителя, составление плана «Военные деспотии Древнего мира», заполнение таблицы «Новый этап духовной жизни». Выявление отличий новых религий от прежних верований. | Особенности развития восточных деспотий. Сепаратизм. Касты. Религии спасения. | § 7-8 |
7-8. 23.09 23.09 | Тема IV Античная эпоха в истории человечества Города-государства Греции и Италии. 1. Античная Греция.2. Города-государства Греции. 3. Города-государства Италии. Основание Рима. | Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств: Афин, Спарты, Рима. Составление сравнительной таблицы «Варианты развития полиса» | Античные цивилизации –морские. Колония ,метрополия, полис, демократия, аристократия, олигархия | § 9 |
9. 30 .09 | Борьба за господство в Средиземноморье. 1. Греко-персидские войны. 2. Пелопонесские войны IV-V вв. до н.э. 3. Возвышение Македонии. 4. Завоевания Александра Македонского. | Хроника борьбы за господство в Средиземноморье. Комментарии к схеме учебника «Формирование и распад державы Александра Македонского». Подготовка сообщения на тему «Исторический портрет Александра Македонского» | Сенат, патриции, плебеи, народные трибуны, эллинизм, фаланга, экспансия | § 10 |
10 30 .09 | Возвышение Рима.1. Господство над Италией. 2. Пунические войны. 3. Кризис Римской республики. 4. Становление Римской империи. | Обзорная лекция «Основные периоды Римской истории». Сравнительный анализ путей развития греческих и римского полисов, выделение общих черт и особенностей. Составление развернутого плана «Этапы развития римской государственности». | Легион, Пунические войны, республика, империя, принципат, диктатор. Культура и искусство | § 11 |
№ урока Дата | Название тем, уроков, планы уроков | Тип урока. Основные виды деятельности | Основные понятия | Домашнее задание |
11 30. 09 | Закат Римской империи. 1. «Золотой век» Рима. 2. Кризис Римской империи. 3. Христианство в Римской империи. 4. Падение Западной Римской империи. Начало Великого переселения народов | Лекция учителя. Составление плана «Факторы кризиса Империи». Комментарии к схеме «Распад Римской империи».Обсуждение проблемы «Великое переселение народов». Выявление комплекса факторов, способствовавших кризису духовной жизни Рима, зарождению и распространению христианства. Анализ исторических аспектов библейских сказаний. | Великое переселение народов, варвары, натуральное хозяйство, гунны, христианство, гражданская война, цивилизационное наследие Древнего мира | § 12-13 |
12-13 07. 10 | Тема V. Период раннего средневековья (У-Х вв.) Раннефеодальные империи в Европе и их распад. 1. Облик феодального общества. 2. Роль христианства в раннем средневековье. 3. Империя Карла Великого и ее распад. 4. Нормандские завоевания. 5. Священная Римская империя германской нации. | Характеристика феодализма как специфической формы общественного уклада. Комментарии к схеме «Образование Франкской империи и ее распад». Выявление особенностей развития германских и итальянских земель. | Средние века, феодализм, классы, сословия, сеньоры, вассалы, феодальная раздробленность. | § 14 |
14. 14. 10 | Экспансия ислама. 1. Возникновение исламской религии. 2. Создание Арабского халифата и его распад. 3. Общественно-политическое устройство исламских стран. | Анализ общественного уклада арабов, роли природного фактора в развитии, выявление комплекса причин, приведших к возникновению ислама. Работа с картой «Образование и распад Арабского халифата. | Аравия, ислам, Мухаммед, пророк, Коран, халиф, достижения арабских ученых. | § 15 |
15. 14.10 | Повторение тем «Речные и морские цивилизации» | Тестовая работа | ||
№ урока Дата | Название тем, уроков, планы уроков | Тип урока. Основные виды деятельности | Основные понятия | Домашнее задание |
16. 21.10 | Тема VI. Западная Европа XII-XIII веков. Крестовые походы Эпоха классического средневековья (XI-XV вв.) 1. Светская власть и римско-католическая церковь в Западной Европе. 2. Крестовые походы и Византия. 3. Рост городов и сословный строй в Европе. .4.Образование централизованных государств в Западной Европе | Работа с текстом учебника. Обсуждение вопроса о причинах крестовых походов на Восток. Выявление социально-экономических и политических факторов процесса централизации. Сравнительная характеристика централизованных государств во Франции и Англии. Объяснение учителем соотношения церковной и светской власти в общественном развитии Европейских государств. | Вестготы, вандалы, англы, саксы, франки. Родовая община, феод, барщина, оброк, рента, вассальная зависимость, рыцарь, десятина, Вселенские соборы, католическая церковь, аббат, монастырь, Хлодвиг, Мартелл. Инквизиция.Иконоборчество, духовная и светская власть | § 16-18,19 |
17 21.10 | Западная Европа в эпоху Ренессанса 1. Становление культуры ренессанса в Европе ее значение. Гуманистическая идеология. 2. Политическое- развитие и абсолютизм. 3. Цеховая и мануфактурная стадия производства. | Лекция учителя: «Культура Ренессанса и ее общеевропейское значение». Выявление общих черт в политическом развитии европейских стран. Характеристика абсолютизма как закономерного этапа развития государственности. Сравнительная характеристика цеховой и мануфактурной стадии производства. Работа с понятиями. | Натуральное хозяйство, городской совет, ратуша, ремесло, цех, братство, сословия, Генеральные штаты, феодальная раздробленность. Религиозная культура. Возрождение. | § 25 |
18. 29. 10 | Тема VIII. Позднее средневековье (XVI-начало XVII вв.) Эпоха великих географических открытий.Завоевание Америки. 1.Направления географических открытий. Великие путешественники. 2. Американские цивилизации доколумбовой эпохи 3. Мировая торговля и создание колониальных империй. 4. Европейское соперничество за колонии. | Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы «Великие географические открытия и их последствия», работа с картой. Рекомендуется обсудить заранее подготовленные сообщения учащихся по теме: «Судьба народов доколумбовой Америки». Изменения в соотношении сил европейских держав. | Инки, ацтеки, майя –доколумбовы цивилизации, традиционная цивилизации. Христофор Колумб, Америко Веспуччи, Васко да Гама | § 26-27 |
№ урока Дата | Название тем, уроков, планы уроков | Тип урока. Основные виды деятельности | Основные понятия | Домашнее задание |
19. 29.10 | Реформация, контрреформация и религиозные войны на Европейском континенте. 1. Кризис римско-католической церкви. 2. Идеология Реформации. Учения Мартина Лютера, Т. Мюнцера, Цвингли и Ж. Кальвина. 3. Контрреформация. 4. Народные движения. | Лекция учителя. Сопоставление протестантских религиозных доктрин . Составление развернутого плана на тему «Контрреформация и религиозные войны в Европе». Комментарии к схеме «Последствия реформации», составление таблицы «Народные движения в Европе», выявление закономерностей и локальных особенностей социальных движений XVI- в начале XVII веков. | Мануфактурное производство. Модернизация, индульгенции, секуляризация, кальвинизм, протестантство, контрреформация. | § 28-29 |
20. 11.11 | Тема IX. Европа на новом этапе развития (конец ХУП-ХУШ века).Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии. 1. Причины английской буржуазной революции. 2. Религиозный фактор в гражданской войне в Англии. 3. Режим Кромвеля и реставрация. Итоги революции в Англии. | Обсуждение характера, социальных и политических предпосылок революции в Англии. Уяснение вопроса о том, почему эта революция вошла в историю как «буржуазная».Анализ реставрации как формы компромисса между земельной аристократией и предпринимательскими слоями города, роли низов города и деревни в революции. | Абсолютные монархии, буржуазные революции, обострение противоречий в английском обществе. Протекторат. Реставрация. | § 32 |
21. 11.11 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.1. Просветители и характеристика их взглядов. 2. Особенности Просвещения во Франции. 3. Просвещенный абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ «сверху». | Лекция учителя, сопоставление взглядов просветителей Англии, Франции, германских государств. Объяснение феномена «просвещенного абсолютизма» и причин его ограниченности. | Общественный договор, разделение властей, просвещенный абсолютизм, естественное право | § 33 |
22 18. 11 | Тема X. Время потрясений и перемен (конец XVIII - начало XIX века). Война за независимость в Северной Америки 1. Особенности развития североамериканских колоний Англии. 2. Освободительная война в Северной Америке и европейские державы. 3 Утверждение демократии в США и ее особенности. | Работа с текстом учебника. Анализ событий в североамериканских колониях Англии как первой успешной освободительной, демократической революции, приведшей к реализации многих из идей эпохи Просвещения. Влияние образования США на политическое развитие Европы. | Колонии, гербовый сбор, граждане, фермерское, плантационное хозяйство, война за независимость, республика, Конгресс, Сенат, палата общин | § 34 |