Приветствую Вас, Гость
Иван Грозный
   

   Цели урока:

   

   рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание к спорным проблемам его царствования (опричнина);

   

   выяснить, как представлен образ Ивана IVв литературе, живописи, кинематографе, музыке;

   

 способствовать развитию широкого спектра аналитических умений, в том числе критического сопоставления источников;

   

   сформировать личностное отношение учеников к эпохе, неприятие деспотизма, насилия, террора.

   

ØОборудование: эпиграф урока – слова митрополита Филиппа «Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем не властвуют страсти и кто все покрывает любовью», самодельные таблицы: «Оценки

опричнины в отечественной и зарубежной историографии»,  «Общее в деятельности Грозного и Сталина»;  иллюстративный материал: картины А.М.Васнецова, И.Е.Репина, скульптора М.М.Антокольского;

музыкальная запись «Хвали душе моя Господа» (исполняет хор Свято – Успенской лавры), фрагмент из оперы «Псковитянка» Н.А.Римского – Корсакова (исполняет Ф.И.Шаляпин); фрагмент из фильма

С.М.Эйзенштейна «Иван Грозный».

   

План урока:

   

ØВступление.

   

ØИван Грозный в отечественной историографии.

   

ØИван Грозный в литературе.

   

ØИван Грозный в живописи.

   

ØИван Грозный в кинематографе и музыке.

   

ØЗаключение.

   

                    Ход    урока.

   

Учитель. Сегодня мы проводим урок по теме «Иван Грозный глазами современников и потомков». Чтобы раскрыть эту тему, знаний только по истории будет конечно недостаточно, поэтому мы попытаемся

а вами привлечь знания, полученные на уроках литературы, живописи, музыки.

   

  Каковы цели нашего урока: мы должны рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов и еще раз обратиться к спорным проблемам его царствования (опричнина);

выяснить, как представлен образ Ивана 4 в различных жанрах и конечно, по возможности выразить личностное отношение к этой эпохе.

   

  На прошлом уроке вам было дано задание по группам подготовить материал по теме сегодняшнего урока.

   

  Первое, что мы разберем – как представлен Иван Грозный в отечественной историографии. Пользуясь памяткой «Характеристика исторического деятеля» мы послушаем сообщение о жизненном пути,

личностных качествах Ивана Грозного и условиях, повлиявшие на формирование личности.

   

          Сообщение учащегося.

   

Учитель. Какими способами, действиями и средствами пользовался Иван Грозный для установления личной диктатуры? (ответ ученика).

   

  Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 году с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета – временный

запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель.

Объективные итоги царствования он мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний.

   

  Чтобы понять исторического деятеля, мало представлять себе внешний облик и факты биографии этого человека. Необходимо проанализировать черты его характера, мотивы поступков, постараться понять его

психологическое состояние в момент принятия ответственных решений. Лишь после этого мы сможем дать ему целостную характеристику. На предыдущих уроках мы сделали первые шаги в этом направлении.

Сегодня нам предстоит оценить личность Ивана Грозного и его роль в истории.

   

  Три классика русской исторической науки по разному оценивали Грозного. Давайте вспомним эти оценки.

   

          Работа в группах.

   

1 – Сергей Федорович Платонов.

   

2 – Николай Иванович Костомаров.

   

3 – Николай Михайлович Карамзин.

   

  В своих выступлениях, остановитесь на биографических данных классиков.

   

                                       С.Ф.Платонов.

   

  Родился в 1860 году, известен как историк Смутного времени. Свой важнейший фундаментальный труд по истории Смутного времени он опубликовал в 1889 году, назвал его

« Очерки по истории Смуты в Московском государстве». Платонов создал концепцию деятельности Ивана Грозного и в первую очередь опричнины. По мнению Платонова Иван Грозный вел борьбу против боярства

как главного тормоза на пути к централизации. Также отмечает борьбу с феодальной аристократией и пережитками удельных времен. Классическая концепция С.Ф.Платонова заключалась в следующем: борясь

с реакционным боярством, царь опирался на дворян. Поэтому он выселял из опричных уездов враждебных ему бояр, заменяя верными дворянами. Привлекательность этой схемы в том, что она стала первой

попыткой найти корни опричнины в социальных явлениях, вырваться из замкнутого круга психологических рассуждений.

   

                                        Н.И.Костомаров.

   

Профессор Петербургского университета. В своих трудах осветил проблемы истории России. Весьма своеобразно оценивает Грозного Н.И.Костомаров. Он доказывает несостоятельность Ивана Грозного как политического

деятеля: «Личность эта принадлежит к разряду тех нервных натур, которых можно встретить везде. Главное их свойство – быстрая смена впечатлений. Воображение у них сильнее рассудка. Эти люди бывают

восприимчивы к злу и порокам, потому что для добра на практике всегда окажется необходимо терпение, которого у них не хватает. Горе, если такие личности получают неограниченную власть: возможность

осуществлять образы, творимые воображением, доводит их до безумия».

   

                                       Н.М.Карамзин.

   

Родился в 1766 году. Автор истории Государства Российского. Тема этой истории переведена на многие языки. Историограф пишет об Иване Грозном, что всего более в царе поразили резкие противоречия в нем, и

он признается, что не понимает Иоанна, что характер его есть загадка для ума. Он видит в этом характере непостижимую смесь добра и зла, превосходных качеств с отвратительным их употреблением. Отличные

его способности были раболепными слугами гнуснейших пороков, сознание высоты своей власти выражалось в капризном исступлении против людей. Иоанн двоится в глазах Карамзина: было два царя Иоанна – один

царствовавший до 1560 года – герой добродетель, другой – неистовый кровопийца, свирепствовавший с 1560 года.

   

  Карамзин признает за Иоанном много правительственных доблестей: деловитость, веротерпимость, любовь к просвещению, талант законодателя и государственного организатора. Тем не менее царствование

Ивана одно из прекраснейших по его началу, а по  конечным результатам – наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени.

   

Главные мысли обобщены в таблице.

                                                                               
         

С.Ф.Платонов

       
         

Н.М.Карамзин

       
         

Н.И.Костомаров

       
         

«Иван Грозный вел борьбу против боярства как главного тормоза на пути к централизации, опираясь на дворян. Корни опричнины находятся в социальных явлениях»…

       
         

«Было два Ивана, до 1560 г. – герой добродетель и после 1560 г. – неистовый кровопийца. Характер Ивана - загадка для ума»…

       
         

«Политику необходим разум, а потом эмоции, воображение. Тогда и в его деятельности будут преобладать стабильность, а не резкие потрясения и непредсказуемость»…

       
   

(таблица в тетрадь)

   

Учитель. Мы ознакомились с оценками Ивана Грозного некоторых классиков русской исторической науки. Давайте подведем итог:

   

  1. Есть ли нечто общее между этими подходами?

   

  2. Что, на ваш взгляд, вы считаете различным в этих подходах?.

   

          (ответы учащихся).

   

Учитель. Царствованию Ивана Грозного посвящены не только исторические труды, но и литературные произведения. Например: такое описание внешности царя дает князь С.Шаховский: «Царь Иван – образом нелеп,

очи имел серые, груди широкие, мыщцы толстые». Многие детали этого портрета внушают сомнение.

   

 (Инсценировка из романа А.К.Толстого «Князь серебряный).

   

 Действующие лица: Иван Грозный, Малюта Скуратов, мамка Онуфриевна, атаманы Перстень и Коршун.

   

                              Иван Грозный в живописи.

   

Образ Ивана представлен не только в литературе, но и в живописи. Давайте с вами выясним, как представлен образ Ивана Грозного в этом виде искусства. В этом нам поможет заочная экскурсия по выставке,

посвященная Ивану Грозному, где представлены картины художников и скульптора..Экскурсия проведет Гуляева Алина. Будьте внимательны, сосредоточены, чтобы вы после экскурсии смогли высказать свое

мнение: какое из произведений на ваш взгляд наиболее точно отражает облик царя.

   

                                      (Экскурсия)

   

Многие художники посвятили свои произведения Ивану 4: Седов «Иван Грозный и Малюта Скуратов», Песков «Кулачный бой при Иване Грозном» и многие другие, об этом вы можете прочитать в энциклопедиях

и других исторических источниках.

   

  А теперь, давайте выразим свои мнения о просмотренных картинах: какое из произведений на ваш взгляд наиболее точно отражает облик царя?

   

(ответы учащихся).

   

                             Иван Грозный в кинематографе и музыке.

   

Учитель. Мало найдется в отечественной истории периодов, которые привлекали бы к себе столь широкий интерес, как время Ивана Грозного. В подтверждение этому не только литература и живопись, но и

кинематограф и музыка. В 1946 году на экраны вышел 2 серийный фильм С.М.Эйзенштейна «Иван Грозный». Основная тема его – объединение Русского государства в 16 веке. Каким же показан Иван Грозный

в кинотрагедии?

   

                                     (Выступления учащихся).

   

К личности Ивана Грозного обращались и выдающиеся композиторы. Одним из таких был М.К.Римский-Корсаков, который написал оперу «Псковитянка», А Ф.И.Шаляпин, с мировым именем исполнил главную роль

Ивана Грозного.

   

                                          (Выступления учащихся).

   

Заключение.

   

Давайте мы обобщим с вами сказанное на уроке.

   

  1. Как вы себе до сегодняшнего урока представляли Ивана Грозного?

   

  2. А теперь? (ответы учащихся).

   

- Иван Грозный вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий

(в т.ч. к Курбскому), музыки и текста службы Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.

   

  Личность и деятельность Ивана были очень противоречивы. С его именем связаны реформы 1550 годов, начало созыва Земских соборов, Судебник 1550 года, военные реформ. Вместе с тем, Иван Грозный положил

начало безудержному террору, резкой деформации отношений между государством и личностью. Террор оставил кровавый след в народной памяти.

   

  Завершаем урок словами И.Рогожина: «Иван – это зеркало, отражающее влияние самого противоречивого свойства».

   

 Подведение итогов урока.

   

 Заполнение карты сомоанализа.

   

 Домашнее задание: п. 27, стр. 294., придумать и нарисовать символ эпохи Ивана Грозного.