Приветствую Вас, Гость

Активизация познавательной деятельности.

Мотивация.

На первое место в своей работе я ставлю интерес учащихся. История настолько обширный предмет, с многочисленными спорными точками зрения, с бездной материала, что понять её ученик может, по моему глубокому убеждению, только читая дополнительную к учебнику литературу. Поэтому главным в своей работе считаю повышение мотивации, интереса у учащихся.

Приступая к изучению истории, создаю у учащихся положительную мотивацию к усвоению предмета. Опору в данном случае делаю на радость общения и интерес. Главное, чего я добиваюсь в своей работе, это чтобы интерес не опускался до любопытства. Иначе это будет одноразовый, одноурочный. И для того, чтобы выработать у ребят постоянный, познавательный интерес к истории, необходимо, чтобы он «держался» на доступной сложности и новизне изучаемого материала.

 В этой связи на первый план выдвигаю задачу «оживления» исторического процесса, наполнения его чувствами, страстями, палитрой красок. Даже убедительные аргументы, но высказанные без эмоций, напора со стороны учителя не вызывают длительного запоминания, глубокого понимания и выработке точки зрения. В этой связи одна из острейших проблем  это выбор – или объективное и строгое изложение истории (научность, академичность) или образность, некоторое упрощение материала, вкрапление в рассказ легенд, непроверенных, но жутко красивых сюжетов. Так, например, как сожгли Лжедмитрия и зарядили прахом пушку, как панфиловцы подбили огромное количество танков, как Пётр 3 приказал сочинить манифест какой-нибудь Волкову и запер его в комнате.

Стараюсь находить яркие образы, но при этом достаточно реалистичные. Наша история даёт такую возможность.

Занимательность в учебном процессе является первоначальным толчком познавательного интереса, опорой эмоциональной памяти и условием запоминания трудных разделов, средством разрядки напряжения учебного труда, активизации и переключения внимания, мыслей, эмоций. Как правило, непроизвольное внимание учащихся вызывают такие приемы, как сюжетный рассказ, построенный по законам детективно- приключенческого жанра; развернутая характеристика деятеля с использованием всего арсенала устных и наглядных методов. Использую в речи поэтические цитаты, шутки и афоризмы, опираюсь на наглядные образы, особенно на произведения искусства.

Дети очень любят и легко воспринимают детальный рассказ, в стиле детективной или приключенческой истории. В основном использую  такой рассказ в 5-7 классах.

В старших классах мотивацию стараюсь поддерживать за счёт придания материалу проблемного характера. Хотя хочется заметить, что в рамках двух часов в неделю, когда нужно «гнать программу», это сделать достаточно трудно.

Во всех классах при изложении материала стараюсь актуализировать его, прежде всего через связь с современностью, провожу параллели, сравнения.

 

 

Новые цели образования: креативный человек.

     Сейчас насущная для любой жизнеспособной политической, общественной, экономической системы потребность это естественная необходимость большего количества креативных людей. Для лучшего понимания ее можно использовать те же резоны, что так остро ощутимы в нашей промышленности, где в последнее время на первый план выходит проблема устаревания. Любой человек, посвятивший себя производству, прекрасно понимает, что, как бы ни был он богат и как бы ни процветало его дело, в одно несчастное утро он может проснуться и узнать, что изобретен некий новый продукт, который в одночасье сделал производимый им продукт ненужным. Представьте себе, что может произойти со всеми автомобильными гигантами, если завтра вдруг будет изобретен новый вид дешевой техники для персонального перемещения, который может стоить в два раза дешевле среднестатистического автомобиля?  Руководители государств постепенно начинают осознавать, что люди, которые способны решить их проблемы, способны изобрести нечто новое, это именно те люди, которые их всегда невольно раздражали, которые вызывали у них резкое неприятие, а именно креативные люди. Поэтому на государственном уровне встала проблема управления творческим персоналом, проблема раннего отбора креативных людей, проблема воспитания и взращивания творческой личности.

Наше время более изменчиво, более текуче, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, процессы трансформации психологической реальности, рост благосостояния; все ежедневно складывается в новую, прежде неведомую комбинацию и ставит человека перед необходимостью соответствовать ей. Раньше невозможно было даже представить подобную нестабильность, но сейчас она уже не позволяет человеку воспользоваться старым опытом, пусть многие еще не осознали этого до конца.

Что толку изучать механизмы - они слишком быстро устаревают. Что толку запоминать технические решения - они устаревают еще быстрее. Профессор любой технической дисциплины, например, зря потратит время, если будет обучать своих студентов тем навыкам и техническим решениям, которые в свое время преподавали ему, - эти навыки и решения сейчас почти на сто процентов бесполезны. Практически в каждой области жизни мы сталкиваемся с молниеносным старением и смертью фактов, теорий и методов. Каждый из нас и все мы вместе в любое утро можем почувствовать себя специалистами по изготовлению хомутов, чье мастерство уже никому не нужно. Что же делать? Мы должны научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности (и это было бы лучше всего) приветствовать все новое. Мы должны вырастить новую породу людей - людей-импровизаторов, людей, способных принимать молниеносные, творческие решения. Нам необходимо понять, что сегодня человек, которого мы называем "умелым" или "подготовленным" или "умным", должен представлять из себя нечто иное, отличное от того, как мы толковали раньше эти понятия (например, это наверняка уже человек не только с богатым жизненным опытом, который наперед знает, как решить любую проблему). Многое из того, что мы раньше называли обучением, сейчас утеряло всякий смысл. Любая методика обучения, опирающаяся на изучение старого опыта, пытающаяся непосредственно применить прошлое к настоящему или старые решения к текущей ситуации, устарела. Сегодня образование ни в коем случае нельзя рассматривать только как процесс усвоения знаний, пора определить его как процесс становления характера, как процесс личностного развития. Накопленный человечеством опыт становится почти бесполезным в некоторых областях жизни. Люди, слишком привязанные к прошлому, стали почти бесполезными во многих профессиях. Настало время нового человека, человека, способного оторваться от своего прошлого, чувствующего в себе силу, мужество и уверенность, чтобы довериться тому, что диктует ситуация, способного, если понадобится, решить вставшие перед ним проблемы путем импровизации, без предварительной подготовки.

Для нас становится все более важной способность человека полностью сконцентрироваться на том, что происходит "здесь и сейчас", его умение слышать, видеть и понимать, что диктует ему конкретная ситуация. Появляется потребность в человеке, отличающемся от обычного, распространенного ныне типа человека, который воспринимает настоящее как вариацию прошлого, тратит настоящее, чтобы сделать будущее менее опасным и более предсказуемым, который настолько не уверен в своих силах, что боится будущего. Существует острая необходимость в появлении нового человека, такой тип человека необходим нам для того, чтобы достойно встретить новые времена и соответствовать новому миру, который уже окружает нас.

Мы должны обращать внимание не на продукты искусства и науки, несмотря на их бесспорную социальную значимость, а на способность к импровизации, гибкость и приспособляемость, на способность эффективно противостоять любой неожиданно возникшей ситуации, невзирая на то, покажется она нам пустяковой или исполненной величия. Мы знаем, что сейчас математику, историю, литературу принято пре-подавать, опираясь на способность запоминать, методом диктанта (хотя уже известны исключения, вроде новейшей методики обучения импровизации, эвристическому мышлению, креативности и радости, разработанной математиками и физиками для применения в средней школе и описанной Дж. Брунером). И вопрос здесь заключается в том, как научить детей быть готовыми к неожиданностям, научить их импровизировать в изменяющейся обстановке, то есть как обучить их креативности и креативной установке. По мере того, как человек становится более единым и более "чистым", увеличивается его способность слиться с миром*, с тем, что до того было "не он". Например, возлюбленные, сближаясь, становятся скорее одним человеком, чем парой, монизм "Я - это ты" становится более возможным, творец становится одним целым со своим творением, мать ощущает свое единство с ребенком, слушающий музыкальное произведение человек сам становится музыкой (а она становится им), посетитель картинной галереи становится картиной, зритель в театре балета - танцем, астроном оказывается "где-то там" со звездами (больше не являясь отдельным существом, подглядывающим в замочную скважину телескопа за другими отдельными существами, находящимися на другом краю бездны.

В связи с вышесказанным сегодня как никогда востребован метод эвристической беседы.

 

Применение эвристической беседы на уроках истории.

 В преподавании общественных наук применение эвристического подхода может быть оправдано несколькими причинами:

во-первых, изучение социума в наибольшей степени предполагает быстрое накопление постоянно изменяющейся информации; при использовании только репродуктивных методов результат обучения будет безнадежно устаревать, если не научить учащегося самого искать и использовать различные источники информации;

во-вторых, ученик, изучая социальную историю, одновременно является сам участником исторического развития и его освоение не может быть достаточно эффективным без включения и актуализации  собственного опыта, это возможно достичь при условии создания  педагогической ситуации требующей от всех участников образовательного процесса совместного участия в решении насущной общественной проблемы в атмосфере сотрудничества и совместного интеллектуального творчества;

в-третьих, сама специфика исторического материала с его многовариантностью, нелинейностью развития и неопределенностью последствий в сочетании с неоднозначностью оценочных суждений создает перспективы для применения методов эвристического подхода, направленных на создание в образовательном процессе нестандартных ситуаций, требующих неалгоритмизированного способа их решений.

В эвристическом подходе неоднократно подчеркивалась мысль об обязательном сочетании творческого мышления с таким важным свойством интеллекта, как критичность, умение подвергнуть анализу и свой и чужой интеллектуальный продукт. И.Я.Лернер, А.Н.Лук, А.А.Смирнов и др. выделяют как важный признак творческой деятельности – критичность мышления субъекта деятельности, способность его к оценочном суждениям, характеризующееся тем, насколько личность в состоянии объективно и других, используя надежные, объективные критерии, формулируя свои оценочные суждения; критичность мышления проявляется также в умении находить причины своих ошибок и неудач.[2.].

Приёмы.

Убрать шлюз. Ученики боятся критики, со стороны учителя и одноклассников. Они скованы. Учитель должен создать ситуацию «давайте решать проблему», полностью исключаются гневные окрики, приказной тон. Высший пилотаж заключается в том чтобы ученики сами выдвигали гипотезы, предложения. Подбодрить ученика репликой, шуткой. Развязать языки. Если ученик выдвигает глупую гипотезу – не одёргивать, а умело направлять в нужное русло. Поддерживать активность и направлять её вопросами.

          Использование нестандартных познавательных задач по истории и общественным наукам обязательно динамически меняется по своим формам и содержанию в зависимости от многих условий образовательного процесса: от уровня подготовки учеников, от их возраста, мотивации, социального контекста и многих других факторов. Большую роль в определении всех этих условий играет сама личность педагога, поскольку, творчество в самом образовательном процессе требуется в первую очередь от него. Насколько верно он проведет психолого-педагогическую подготовку в классе, настолько оптимальным будет использование методов и приемов эвристического подхода, что и должно отразиться в будущем на общем результате образовательного процесса.

Интеллектуальная провокация Для получения необходимого педагогического результата, учитель должен использовать ряд психолого-педагогических приемов, позволяющих пробудить творческую активность учащихся, направить ее в продуктивное русло. Очень хорошо зарекомендовал себя метод, суть которого состоит в том, что с помощью специально подобранного материала и соответствующим образом организованной дискуссии с намеренным использованием  дискуссионно заостренной формой подачи этого материала, добиться от учащихся ответного отклика и подтолкнуть их к самостоятельному поиску решения поставленной проблемы.

Создать противоречие (парадокс). Суть проста показать ситуацию с двух сторон , дать две взаимно исключающие оценки. Например как первые римляне относились к законам и традициям? Очень уважали букву закона, подчинялись ему. С другой стороны – устроили заговор и выгнали царя Тарквиния. Как же римляне на самом деле относились к закону?

Вопросы. Вопросы на логику, алгоритмические – не совсем эвристические, так как ответ должен быть однозначен. Собственно эвристические – когда ответ до конца неясен самому учителю, возможен свободный полёт, несколько версий правильного ответа.

Репродуктивных вопросов в эвристической беседе должно быть как можно меньше, это как проверка почвы под ногами. Проблемные вопросы, это задача которую нужно решить. Например, русские галеры подошли к мысу Гангут. Здесь путь им преградили шведы. Как попасть в Швецию ? Наводящие вопросы. Если ученики уходят в сторону, или заходят в тупик.

Главное – происходит развитие ученика, его мыслительной деятельности, творческих способностей, интуиции. Формируется своё отношение к проблеме, своё мнение которое ученик сам вынес  из урока и готов защищать. Ученик готов держать удар. Материал усваивается глубже. Очень важен эффект от положительного эмоционального фона – предмет воспринимается с удовольствием, знания как бы создаются самим учеником, он участвует в процессе. Главное и обязательное условие этой формы работы - это совместная радость творчества и взаимное удовлетворение от общения с историей.

 

 

Сохранение здоровья учащихся.

Главное внимание в этой проблеме уделяю созданию благоприятной  психологической атмосферы, всегда сглаживаю конфликтные ситуации, никогда не повышаю голос, стараюсь не одёргивать учеников, а делать замечания в корректной форме. Внушаю ученикам уважение друг к другу. Использую юмор для разряжения напряжённой ситуации. Хорошо способствуют установлению доверительных отношений турпоходы.

В своей практике сознательно избавляюсь от лекционной формы, применяю для активизации учащихся смену видов деятельности. Например, задействую разные каналы восприятия информации: аудиальный, визуальный, добиваюсь эмоционального восприятия. Организую самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, например – в группах.

Перед первым уроком провожу с учащимися зарядку  (3-5 минут). Физкультминутки на уроках провожу регулярно, обычно это упражнение для глаз и на осанку.

В классе поддерживаю чистоту, помещение проветриваю на переменах.

Использование презентаций

Последние два года я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.

Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.

Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно. У меня есть карты сталинских времён, и я по ним объясняю материал.

Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

Я  выделила некоторые общие правила:

Во-первых, слайды желательно не перезагружать текстом, за исключением тех случаев, когда презентация сопровождает доклад ученика. Это помогает учащимся с преобладающим визуальным восприятием лучше усваивать суть доклада.

В остальных случаях я размещаю короткие тезисы, даты, имена, термины, которые учащиеся должны записать в тетрадь.

Во-вторых, отбираемые иллюстрации я стараюсь делать реалистичными. Они могут быть взяты из учебника, где как мы знаем, они очень маленькие и трудно подробно их рассмотреть, ученики, как правило, пропускают их, считая незначительными. Мы можем увеличить их, проанализировать, разобрать и так далее.

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, я выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной памяти.

На уроке необязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Нельзя исключать работу учащихся с текстом учебника или исторического источника. На слайде может остаться только название документа или пункта параграфа учебника и вопросы для обсуждения.

Вопросы для закрепления также можно вывести в виде слайдов (желательно отдельно, а не целым текстом), с последующим появлением правильных ответов, что и необязательно, если требуется развернутый ответ.

Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, но стиль оформления должен восприниматься как единое целое.

Презентация есть приложение к уроку, возможность сделать материал более запоминающимся, но ни в коем случае она не должна подменять живого диалога учителя и ученика.

Для одарённых детей составление презентации – важный творческий процесс. Они отбирают материал, учатся точно и ярко подать его. Практика показывает чтобы создать простенькую презентацию, необходимо перелопатить как минимум три-четыре источника. Обычно при этом использую Интернет. К сожалению некоторые учителя выкладывают в Интернете откровенную халтуру, да ещё и с фактическими ошибками. Так например  на известном сайте Чернова в презентации «Выступление  декабристов» допущены такие ошибки – Московский полк вывел Н.Бестужев, в действительности это были Михаил и Александр Бестужевы; Гвардейский экипаж пришёл в 11 часов под руководством некоего С. Булатова, в действительности экипаж пришёл на площадь около часа-двух  под руководством Н. Бестужева и А.Арбузова. Кстати, этот сайт пользуется большой популярностью.

 

Учителя часто дают учащимся задание написать реферат. Чаще всего учащиеся сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого объема – это или конспект 1-2 книг, или взятые из Интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учащимися. Такой реферат, а особенно если сдают сразу 5-10 рефератов, учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с учащимися, иногда он остаётся вовсе не прочитан, а только «просмотрен» учителем. Это ослабляет интерес учащихся к такому роду работы и уменьшает ее результативность.

Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Я даю учащимся тему и предлагаю создать электронную презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила – презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе – в данном случае она является главной целью работы.

Для одарённых детей составление презентации – важный творческий процесс. Они отбирают материал, учатся точно и ярко подать его.

Мы вместе разрабатываем план презентации, так как я говорю ученикам, что их презентация понадобится мне для дальнейшей работы по данной теме, я буду использовать ее как мультимедийное пособие.

Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно отнесутся к такому домашнему заданию. Это своего рода проектная деятельность по созданию готового продукта.

Презентация позволяет задействовать и аудиальный (музыка), и визуальный способы восприятия информации и таким образом сделать  усвоение более глубоким.

Эффективность использования презентаций на уроке зависит от систематичного применения данного дидактического материала, тогда ученики не воспринимают электронную презентацию как развлечение, она становится привычнее, ребята всерьез воспринимают информацию на экране, а значит и результативность уроков повышается.