Приветствую Вас, Гость
Обществознание. ЕГЭ – 2011. Проблемные вопросы блока «Политика»
   

В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».

   

Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы: понятие власти; государство, его функции; политическая система; типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; средства массовой информации в политической системе; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России.
   
    Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у выпускников вопросы, проверяющие знание функций государства, особенностей политической системы, признаков и взаимосвязи гражданского общества и правового государства. Наиболее сложным для экзаменуемых оказалось задание, проверяющее знание темы «СМИ в политической системе». На результаты выполнения задания по этой теме повлияла также форма задания (задание на анализ двух суждений).Тема «Избирательная кампания в РФ» всегда была достаточно сложной для учащихся. Темы «Политические партии и движения», «Понятие власти», «Политическое участие», которые давали высокий результат на базовом и повышенном уровне сложности, на высоком уровне сложности вызывают затруднения у участников ЕГЭ. Невысокие результаты получены при выполнении сложных заданий по теме «Политический процесс». Более низкие, чем в прошлом году, результаты были продемонстрированы при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6), а задания формата В6, направленные на проверку тем «Политическая система», «Государство и его функции», дали средний процент выполнения менее 10%. Результаты неудачно выполненного задания В6 соотносятся с показателями выполнения задания С5, проверяющего на другом уровне то же умение – применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
   
    Сделаны выводы, что темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» - требуют более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в данной статье.
   
    1. Тема: «СМИ в политической системе».
    План:
    1. СМИ в политической системе общества:
    а) понятие «средства массовой информации»;
    б) функции СМИ;
    в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
    2. Характер информации, распространяемой СМИ.
    3. Влияние СМИ на избирателя:
    а) способы воздействия на избирателя;
    б) роль политической рекламы;
    в) методы противостояния СМИ.

   

Основные положения темы

   

Средства массовой информации – совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.
   
    Функции СМИ: 1) информационная; 2) выбор и комментирование информации, её оценка; 3) политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения); 4) критика и контроль органов власти; 5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; 6) формирование общественного мнения; 7) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).
   
    СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.
   
    Политическое манипулирование – процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.
    Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

   

2. Тема:«Избирательная кампания в РФ».
    План:
   
    1. Избирательная система:
    а) понятие «избирательная система»;
    б) структурные компоненты избирательной системы;
    в) понятие «избирательное право»;
    г) этапы избирательного процесса;
    д) типы избирательных систем.
    2. Избирательная кампания:
    а) понятие «избирательная кампания»;
    б) этапы избирательной кампании.
    3. Политические технологии избирателя.

   

Основные положения темы

   

Избирательная система (в широком смысле) – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.Избирательная система (в узком смысле) – способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.
   
    Избирательное право – это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.
   
    Избирательное право (в узком смысле) – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).
   
    В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган – с 21 года, главой администрации субъекта РФ – по достижении 30 лет, а Президентом страны – с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.
   
    Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.
   
    Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.
   
    Избирательный процесс – совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.Стадии избирательного процесса:
   
    1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
    2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
    3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
    4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
    Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.
   
    Типы избирательных систем:
    1) мажоритарная;
    2) пропорциональная;
    3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).
   
    Мажоритарная система (от франц. majorite – большинство) – 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.
   
    Виды мажоритарной системы:
    1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
    2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
    3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).
   
    Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
    Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

   

Тема 3: «Политический процесс».

   

План:
    1.Политический процесс:
    а) понятие «политического процесса»;
    б) этапы политического процесса.
    2. Типологизация политического процесса:
    а) в зависимости от сферы действия;
    б) в зависимости от временных характеристик;
    в) по степени открытости;
    г) в зависимости от характера общественных перемен.
    3. Особенности политического процесса в современной России.

   

Основные положения темы

   

Политический процесс – 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
    Структура политического процесса: 1) субъекты процесса, действующее начало; 2) объект, цель процесса (решение политической проблемы); 3) средства, методы, ресурсы.
   
    Политический процессможно разбить на четыре стадии:
    1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
    Инициирование (от лат. injicio – вбрасываю, вызываю, возбуждаю) – стимулирование начала чего-либо.
    Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю) интересов и требований – механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
    Агрегация интересов – это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
    2) формирование политики (принятие политических решений);
    3) реализация политики, политических решений;
    4) оценка политики.
    Классификация политических процессов:
    1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
    2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
    3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
    4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

   

Тема 4: «Политическое участие».

   

План:
    1. Понятие «политического участия».
    2. Формы политического участия:
    а) непосредственное участие;
    б) опосредованное участие;
    в) автономное участие;
    г) мобилизационное участие.
    3. Мотивы участия избирателя в выборах:
    а) интерес к политике;
    б) политическая компетентность;
    в) удовлетворение потребностей.
    4. Политический абсентеизм.

   

Основные положения темы

   

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
   
    Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непо­средственно или опосредованно.
   
    Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое)политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия ре­шений; деятельность политических лидеров.Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
   
    Особенности политического участия индивида:
   
    1) самоопределениеиндивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
    2) самооценкасобственных качеств, свойств, возможнос­тей как деятельного субъекта политики.
   
    Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
    Виды политического участия:
   
    1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
   
    2) участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
   
    3) профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.
    Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и ста­бильность политического участия.
   
    Формы политического участия:
    1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
    2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
    3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
    4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воз­действие на нее;
    5) выборы, референдумы (лат. referendum — то, что дол­жно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.
   
    Противоположной формой является демонстративное не­участие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

   

Тема 5: «Политическое лидерство»

   

План:
    1. Сущность политического лидерства.
    2. Функции политического лидера:
    а) интегративная;
    б) ориентированная;
    в) инструментальная;
    г) мобилизационная;
    д) коммуникативная;
    3. Типы лидерства:
    а) в зависимости от масштабов лидерства;
    б) в зависимости от стиля лидерства;
    в) типология М. Вебера.

   

Основные положения темы

   

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.
   
    Функции политического лидера:
    1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
    2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
    3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
    4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
    5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.
   
    Существуют разнообразные классификации лидеров.
   
    Типы лидерства.
    По масштабу лидерства: 1) общенациональный лидер; 2) лидер большой социальной группы; 3) лидер политической партии.
   
    По стилю лидерства:
    1) демократический; 2) авторитарный.
   
    Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.
   
    Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпуск­ников заданий содержательной линии «Политика».
   
    Задания для систематизации материала
   
    Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня – анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

   

Примеры заданий А17

   

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
    А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
    Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
   
    При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство – это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (этоделают и тоталитарные государства), главное- обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма. Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны.Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин – состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
    Ответ: 2

   

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
    А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
    Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    Ответ: 2 (теорию см. выше)

   

3. Верны ли следующие суждения?
    А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
    Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
   
    Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим – совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим – один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно. Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Нов рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
    Ответ: 1

   

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

   

Примеры заданий В6

   

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
   
    «Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(А). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(Б), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(В), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(Г). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(Е), отражающих интересы различных социальных групп».
   
    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

   

Список терминов:

   

1)единство
    2) фракция
    3) выборы
    4) движение
    5) лидер
    6) социум
    7) партия
    8) группа
    9) членство
   
    В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

   
                                                                                                                                                                   
           

А

         
           

Б

         
           

В

         
           

Г

         
           

Д

         
           

Е

         
           

7

         
           

5

         
           

8

         
           

3

         
           

1

         
           

4