Приветствую Вас, Гость

Обобщение педагогического опыта работы

         

учителя истории МОУ СОШ№10 г Железнодорожного

         

Мачаловой Ирины Николаевны

         

Тема опыта:

         

«Активизация познавательной деятельности учащихся

         

через систему использования ИКТ на уроках истории»

         

Условия возникновения.

         

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями,

вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку,

как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для

достижения поставленной цели.

         

Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению школ всем необходимым оборудованием, способствующим

совершенствованию образовательного процесса.

         

Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.

         

Ведущая педагогическая идея

         

Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.

         

Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

         

Условия:

         

· - принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)

         

· - принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен

носить развлекательный характер)

         

· - принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)

         

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и

самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое

мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования

вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации

самостоятельной работы учащихся. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности

современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

         

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

         

- активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ

         

- развитие умений рассуждать и мыслить

         

- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий

         

- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников)

         

- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

         

В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.

         

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.

         

Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.

         

В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения.

         

Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на

уроке проблеме. Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока:

         

«Народники – герои или убийцы?»

         

Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?»,

«Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»

         

Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Например, изучая реакцию крестьянства на аграрную реформу П.А.Столыпина,

предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, из которой хочет выделиться, к примеру, один из учеников.

Спрашиваю их мнение о том, как они будут относиться к такому ученику.

         

Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п.

         

Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

         

В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или

иного исторического события.

         

Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень

развития каждого ученика.

         

Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали

вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать

полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.Стараюсь использовать в своей работе и метод

проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала

личности ребенка.Овладевая методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки

выполнения своей работы.

         

Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе,

         

В старших классах изготавливают мультимедийные пособия – презентации. Представляют свои проекты на внеклассных мероприятиях

для младших классов.

         

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: Урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия,

урок- соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие

способности личности учащихся.

         

Актуальность опыта

         

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В

современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только

усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.

         

Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой.

Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные

связи, обобщать материал.

         

Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему

может использование ИКТ на уроках истории.

         

Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.

         

Теоретическая база опыта.

         

Разрабатывая тему, я использовала работу Платоновой Т.И. «Применение электронных презентаций на школьном уроке»

         

В качестве теоретической базы по вопросу актуализации познавательной деятельности использовала работу Бабанского Ю.К.

«Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы)» и работу Бондаревского В.Б. «Воспитание интереса к знаниям

и потребности к самообразованию».

         

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

         

Я работаю в школе 32 год. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности ученика, её

активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

         

Для достижения данной цели необходимо:

         

- активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования ИКТ на уроках и во внеурочное время,

использование различных методов и форм организации учебной деятельности.)

         

- привить любовь к предмету через систему эффективных уроков

         

- приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий

патриотической направленности)

         

Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона.

         

Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают.

         

Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

         

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных

источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства.

         

Последние четыре года я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить

познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.

         

Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

         

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по

истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.

         

Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно.

         

Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

         

За два года работы над темой я изучила необходимую литературу по подготовке презентаций и разработала несколько уроков с их

использованием, при этом учла основные принципы создания презентаций для уроков.

         

Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации.

         

Мы работаем с учебником, выискиваем необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу.

         

Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем.

И учащийся не может видеть результат работы в целом.

         

Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде.

Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием,

с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.

В 11 классе я проводила урок по теме «Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии». В ходе изучения нового

материала мы с учащимися составляли схему «Роль государства в экономике».

         

Составление шло последовательно, что-то я объясняла сама, что-то учащиеся должны были найти в учебнике, обобщить и вписать в схему.

Вы можете видеть, что схема получилась довольно большая, на доске просто не хватило бы места для ее размещения. Для экономии места и

времени я визуализировала схему в слайде презентации, сделала ее интерактивной, то есть отдельные элементы схемы появлялись

последовательно, согласно логике урока. В конце урока учащиеся могли увидеть результат нашей работы на уроке целиком.

         

Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения,

закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

         

Актуализацию обычно я провожу в виде беседы с учащимися (ввиду большого объема материала приходится экономить время) Вопросы

такой беседы я визуализирую в слайдах, каждый вопрос отдельно.

         

На каждый вопрос дается ответ, чтобы после ответа все смогли убедиться в его правильности.

         

Если ранее давалась какая-нибудь схема, то можно дать ее с тем, чтобы ученик ее объяснил.

         

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика

построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

         

Я выделила некоторые общие правила:

         

Во-первых, слайды желательно не перезагружать текстом, за исключением тех случаев, когда презентация сопровождает доклад ученика.

Это помогает учащимся с преобладающим визуальным восприятием лучше усваивать суть доклада.

         

В остальных случаях я размещаю короткие тезисы, даты, имена, термины, которые учащиеся должны записать в тетрадь.

         

Во-вторых, отбираемые иллюстрации я стараюсь делать реалистичными. Они могут быть взяты из учебника, где как мы знаем, они

очень маленькие и трудно подробно их рассмотреть, ученики, как правило, пропускают их, считая незначительными. Мы можем

увеличить их, проанализировать, разобрать и так далее.

         

Так в 5 классе я проводила урок по теме «В гаванях афинского города Пирей». Значительную часть нового материала мы изучали на

основе схемы города Пирей, данной в учебнике. Там она очень маленькая. С помощью презентации я ее увеличила, что дало

возможность подробно изучить ее и получить максимум информации о порте Пирей. Причем изучение шло в форме фронтальной беседы.

С помощью наводящих вопросов ученики сами делали выводы.

         

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, я выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной памяти.

         

На уроке необязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Нельзя исключать работу учащихся с текстом

учебника или исторического источника. На слайде может остаться только название документа или пункта параграфа учебника и вопросы

для обсуждения.

         

Вопросы для закрепления также можно вывести в виде слайдов (желательно отдельно, а не целым текстом)

         

С последующим появлением правильных ответов, что и необязательно, если требуется развернутый ответ.

         

Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, но стиль оформления должен

восприниматься как единое целое.

         

Учителя часто дают учащимся задание написать реферат. Чаще всего учащиеся сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого

объема – это или конспект 1-2 книг, или взятые из Интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учащимися.

Такой реферат, а особенно если сдают сразу 5-10 рефератов, учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с учащимися,

иногда, он остается не прочитан, а только «просмотрен» учителем. Это ослабляет интерес учащихся к такому роду работы и уменьшает ее

результативность.

         

Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Я даю учащимся тему и предлагаю создать электронную

презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила – презентация

только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе – в данном случае она является главной целью работы.

         

Мы вместе разрабатываем план презентации, так как я говорю ученикам, что их презентация понадобиться мне для дальнейшей работы

по данной теме, я буду использовать ее как мультимедийное пособие.

         

Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно отнесутся к такому домашнему заданию.

         

Это своего рода проектная деятельность по созданию готового продукта.

         

Я уже говорила, что большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности. Мы заполняем таблицы,

используя учебник, анализируем исторические источники и иллюстрации по истории.

         

Наиболее успешным в вопросе развития данной компетентности я считаю урок, разработанный и проведенный в 5 классе по теме

«Греки и критяне».

         

Несмотря на то, что по своей форме это урок-исследование, его структура вполне традиционна:

         

- актуализация знаний

         

- изучение нового материала в форме исследования документа и рисунков

         

- закрепление изученного материала.

         

Поскольку это вводный урок нового раздела «Древняя Греция» значительное время я отвела актуализации знаний по теме «Древний Восток».

Здесь главную роль играл сравнительный анализ карт изученных ранее государств, так как их географическое положение влияло на способ

хозяйствования (земледелие) и на политическое устройство.

         

Учащимся предлагается вспомнить особенности географического положения Египта, Двуречья, Индии, Китая в отдельности и в сравнении,

ответить на вопрос: Что общего между этими государствами?

         

Карты для этого урока я взяла из Интернет, они отличались по своему оформлению от тех, что мы использовали во время изучения этих

государств. Это дало возможность ребятам применить навыки работы с картой в новой, нестандартной ситуации. Так как мы переходим к

изучению государства с новым способом хозяйствования (морская торговля) мы должны подвести учащихся к пониманию зависимости

занятий жителей и политического устройства государства от его географического положения. Поэтому здесь также дается логическая

цепочка и предлагается ответить на вопрос: Почему первые государства появлялись именно на реках? Затем идет еще одно сравнение.

Нужно ответить какое государство отличалось от остальных своим географическим положением и соответственно занятиями жителей?

         

Финикия по своему географическому положению схожа с Древней Грецией, поэтому данный вопрос подводит учащихся к новой теме.

         

Мы работаем с картой, определяем на каком полуострове находится Древняя Греция, какими морями омывается, определяем, что природа

Др. Греции похожа на природу Финикии: здесь много гор, почти нет полноводных рек, а значит заниматься земледелием в Греции

практически невозможно, преобладает садоводство – выращивание оливковых деревьев и винограда.

         

Определяем соответственно, что главным занятием греков была морская торговля, обеспечивающая жителей хлебом и т. д.

         

В Эгейском море мы находим крупнейший остров – Крит и записываем тему урока именно в этот момент. Я часто использую такой прием,

то есть запись темы после актуализации знаний. Я строю актуализацию обычно так, чтобы она подводила учащихся к изучению новой

темы, поэтому я считаю, что логичнее записывать тему урока не в начале, а, переходя непосредственно к изучению нового материала,

и соответственно мы определяем с учениками задачи на урок именно на данном этапе.

         

Изучение нового материала проходит в виде исследования исторических источников (Мифа о Тесее и Минотавре) и археологических

находок на острове Крит. Поэтому учащиеся должны вспомнить, что такое исторический источник, на какие группы делятся исторические

источники. Далее идет чтение мифа о Тесее и Минотавре. Я ставлю пред учащимися задачу определить, что в мифе сказочного, а что

реально могло быть? Как показала практика учащиеся склонны относить наличие в мифе лабиринта к чему - то невероятному, тому,

что не могло существовать на самом деле. Поэтому далее мы переходим к исследованию археологических находок на острове Крит.

Мы исследуем реконструкцию комнаты в Кносском дворце и приходим к выводу что такая комната могла находится в здании, похожем

на лабиринт. Рассматривая вид сверху и компьютерные реконструкции Кносского дворца, ребята убеждаются в том, что в мифе

описан реальный лабиринт и речь идет о реальных событиях, хотя и описанных в сказочной форме. Что Крит был могущественнее

Греции, раз греки платили Криту дань. Ребята убеждаются, что изучая рисунки на стенах дворца, можно многое узнать о жизни

критян, например, что бык был для критян священным животным.

         

О гибели критского царства учащиеся узнают из рассказа учителя, что позволяет обеспечить живое общение учителя с учениками.

На слайде отражена причина гибели царства – извержение вулкана – что помогает ребятам живее ощутить несчастье, постигшее целый народ.

         

В заключительной части урока проводится закрепление изученного материала в виде беседы по вопросам, которые также отражены

в презентации. Целесообразно включить в закрепление ряд рисунков, использованных в ходе изучения нового материала.

         

Важно вывести домашнее задание на слайд презентации, дети тогда обратят на него особое внимание и запишут его.

         

Наблюдения и рефлексия в ходе проведения подобных уроков в 5 классе отражают высокий уровень познавательной активности

более чем у половины учащихся. Нет ни одного ученика, который бы отвлекался на уроке и не смотрел на экран и на учителя.

         

Можно сделать вывод, что грамотное использование электронной презентации на уроке истории действительно способствуют повышению

познавательной активности учащихся, способствует развитию информационной компетентности.

         

Недаром я привела вам в пример урок именно в 5 классе.

         

Эффективность использования презентаций на уроке зависит от систематичного применения данного дидактического материала, тогда

ученики не воспринимают электронную презентацию как развлечение, она становится привычнее, ребята всерьез воспринимают

информацию на экране, а значит и результативность уроков повышается.

         

Вырабатывать систему необходимо, на мой взгляд, именно в 5 классе, когда дети более восприимчивы к новым формам работы, они

активны, легко увлекаются, да и история у них ведется впервые, с нуля, следовательно, они воспринимают такую форму работы как должное.

         

.В процессе обучении истории использую программы общего назначения: MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint,

MicrosoftFrontPage, MicrosoftPublisher,AdobePhotoshop, исторические энциклопедии: СD « Энциклопедия истории России 862- 1917гг»,

СD « Святая Русь», СD «Золотое кольцо России», СD «Россия», СD « Московский Кремль», СD « От Кремля до Рейхстага», СD « Эрмитаж»;

         

Программы – репетиторы СD « Репетитор по истории»;

         

Электронные учебники : СD «История России 20 век».

         

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают

процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо

исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о

прошлом , информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной

работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета

история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников

         

Также использую Интернет для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических

материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете нахожу сайты различных образовательных учреждений и органов

управления образованием.

         

Важным образовательным ресурсом является методический сайт: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел

«история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и

сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад,

исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др. Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает

объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии,

в том числе проектные и модульные.

         

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

         

Доклад по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся» я представляла на ШМО учителей истории 2007 года.

         

В 2009 году я принимала участие в научно –практической конференции по теме « Панорама методических идей» и выступила с докладом

« Активные формы работы на уроках истории».

         

Выступала на заседаниях ШМО учителей истории , делилась опытом работы по теме « Использование интер технологий и мультимедиа

в преподавании обществоведческих наук» (2008-2009гг.)

         

Провела открытые уроки с использованием ИКТ в 8 классе «Отечественная война 1812г.», в 6 классе «Борьба Руси с Западными завоевателями»,

в 9 классе « Русско –Японская война», в 11 классе « Великая отечественная война».

         

Составила презентации к урокам 6 « Древние германцы и Римская империя», « Северная война», « Афинская империя при Перикле»,»

Олимпийские игры».

         

Своеобразным продолжением урока считаю внеклассные мероприятия по предмету, п ри проведении которых учитываю потребности учащихся

в исторических знаниях, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить

внеклассную работу .С использованием ИКТ за последние годы мною проведены литературно – музыкальная композиции: «Рио-Рита»,

«Выдающийся живописец К.П.Брюллов»,

         

« Был город фронт – была блокада».

         

Игры: «Что? Где? Когда?», «Час средневековья», «Моя конвенция». Викторина «Сто «занимательных» вопросов по истории», заочное

путешествие «По семи чудесам света»,» , «Звёздный час».

         

Данные мероприятия воспитывают гражданственность, нравственные принципы, уважение к прошлому.

         

В школе есть ребята с повышенной мотивацией, устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что

читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах, конкурсах.

         

Многие связали свою профессию с историей и обществознанием, поступив на экономический, исторический, юридический факультеты.

         

Новизна опыта

         

Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и

современной компьютерной техники, создании условий для формирования информационной компетентности и творческих способностей

учащихся.

         

Адресная направленность

         

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении,

готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся

скрупулезной работы, требующей временных затрат.

         

Музыкально-литературная композиция : «Был город фронт, была блокада».
         

          Цель мероприятия: патриотическое воспитание учащихся.
          На уроке использованы:
Литература- «Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах» т.3.Подвиг Ленинграда.
 «Хроника Блокадных дней» Л., 1984. ( рассказы, стихи, очерки, документы),

музыка- «7Симфония (героическая)» Д. Шостаковича. Органная музыка Домского Обора/Бетховен, Бах/. «Грустный вальс» Листа.
Оформление классной комнаты :На переднем плане (доске) фотографии блокадного города (25шт.), с угла свисает красное панно

с подсветом; под фотографиями свечи и цветы;

около доски с двух сторон

в шахматном порядке стулья, на которых лежат гвоздики- символ города Ленинграда (люди погибли- пустые стулья). В центре столик со

свечой и разбросанными гвоздками.
1 ведущий читает отрывок «Реквиема» Рождественского. Звучит музыка Домского собора Воинам, жителям Ленинграда, вынесшим

страшную блокаду, посвящается наш урок- мужества.
          -Помните, через века, через года
          - Помните… О тех, кто уже не придёт никогда
          - Помните… Песню свою отправляя в полёт
          - Помните… О тех, кто уже никогда не споёт
          Помните…
          Детям своим расскажите о них,
          Чтобы помнили
          Детям детей расскажите о них ,
          Чтобы тоже запомнили.
          Во все времена бессмертной земли
          Помните
          К мерцающим звездам водя корабли
          О погибших помните!
          /2ведущий рядом/
          Ленинград! В истории человечества нет ничего равного по Величию и драматизму 900- дневной эпохи Ленинградской блокады.
          /Звучит «героическая» симфония Шостаковича «Вторжение» часть1./
          /1 ведущий/
          Война! Это слово ворвалось в сознание Ленинградцев, как большинства советских людей в воскресный полдень 22 июня 1941 года. Огромные

толпы собрались у репродукторов. Люди слушали радио, молчали и недоумённо глядели друг на друга. Для многих это была страшная неожиданность.
          /2 ведущий/
          (Музыка та же)
          Ленинград был необходим фашистским захватчикам. Захвату этого крупнейшего индустриального центра и порта СССР гитлеровское командование

придавало исключительное значение. Овладение городом на Неве давало фашистской Германии политические, экономические, моральные преимущества.

Задачей № 1 считали фашисты захват Ленинграда.
          /1 ведущий/ Как только стало известно о наступлении фашистских войск, о первых разрушенных городах, о первых павших Ленинград принял

боевую готовность. Кроме регулярной армии создавалось ополчение, в которое записывались все Ленинградцы, способные держать оружие; создавались

боевые дружины по предприятиям. Одновременно ленинградские комитеты сформировали 227 партизанских отряда, в количестве 9000 человек. С июня

до конца 1941 года на предприятиях Ленинграда изготовили 413 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 10000 миномётов, 3млн. снарядов и мин.

Получая оружие, каждый воин ополчения давал клятву. /музыка замолкает, встают 8 человек в аудитории и повторяют слова Клятвы, затем выходят и

садятся на стулья./ Клятва. «Клянусь перед всеми вами, мои друзья по заводу, мои братья по классу, мои товарищи по оружию, что этой винтовкой буду

беспощадно бить врага, только смерть может разжать мои пальцы.»

         

/2 ведущий/ «Нашествие2 героич. симфония Шостаковича Днём и ночью с Ленинградских вокзалов уходили эшелоны на фронт. Солдаты- ополченцы

уходили с готовностью отдать свои жизни. А все кто оставался строил оборонительные сооружения. /звучит «Кананада» /бой/ Читают стихотворение

«Враг снова у города кружит…» Н.Новосёлова, сержанта ленинградского фронта. … Кананада
          /2 ведущий/ В конце июля 1941 года бои шли еще на дальних подступах к городу, именно тогда, около города началась окопная эпопея. Город

был опоясон тремя полосами инженерно-фортификационных сооружений, но и это было недостаточно для превосходящих сил врага. Фашисты бомбили

Ленинград, хотя несколько раз захлебывались от неистовых боёв. В сентябре немцы были остановлены на пороге большого и богатого города.

В стереотрубы они видели дворцы, храмы, множество п