Приветствую Вас, Гость

Обществознание. ЕГЭ – 2011. Проблемные вопросы блока «Общество»

   


    В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. Значительная степень теоретического обобщения материала придает этому материалу особую сложность.

   

Перечень элементов проверки в данном содержательном разделе: природное и общественное в человеке; мировоззрение, его виды и формы; виды знаний; понятие истины, ее критерии; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности; системное строение общества: элементы и подсистемы; основные институты общества; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления, естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).
   
    По данным Федеральный институт педагогических измерений почти треть выпускников как в 2009 г., так и в 2010 г., не смогли даже на базовом уровне продемонстрировать знание материала по рассматриваемой содержательной линии. Большие затруднения испытывали выпускники при выполнении заданий по темам «Системное строение общества: элементы и подсистемы», «Многовариантность общественного развития (типы обществ)» и др. Данные, как отмечено в аналитическом отчете по результатам ЕГЭ 2010 г. по обществознанию, свидетельствуют об отсутствии глубины, целостности, системности знаний об обществе у части выпускников.
   
    В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Общество».

   
    Традиционно непростым для выпускников является вопрос о смыслах понятия «общество». Понятие «общество» употребляется в широком смысле как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального (реального) мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевыми в данном определении являются две позиции: общество является частью реального мира; общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях. Все способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют в конечном счете общество. Следует помнить и о таких значениях данного понятия, как исторический этап развития человечества; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

   

Примеры заданий

   

1. Общество - это

   

1) материальный мир в целом
    2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
    3) часть природы
    4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней
   
    Ответ: 2

   

2. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

   

1) культура
    2) общество
    3) природа
    4) цивилизация
   
    Ответ: 2

   

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

   

А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.
   
    Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.
   
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
   
    Ответ: 4

   

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

   

А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.
   
    Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.
   
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
   
    Ответ: 1

   

5. К характеристике общества как системы относится

   

1) неизменность во времени
    2) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей
    3) часть природы
    4) материальный мир в целом
   
    Ответы: 2

   

6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.

   

1) взаимосвязь элементов
    2) неизменность элементов
    3) взаимодействие элементов
    4) развитие
    5) обособленность элементов и сфер
   
    Ответ: 134

   

7. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

   
                                                                                   
           

ПРИМЕРЫ

         
           

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО»

         
           

1) Расцвет средневекового западноевропейского общества
            продолжался несколько веков.
            2) Под обществом понимают все формы
            взаимодействия людей.
            3) Общество собаководов организовало
            очередную выставку.
            4) Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества.
            5) Общество любителей изящной словесности избрало своего председателя.
           
            Ответ:

           
                                                                                                                                                                                                                                                                               
                   

1

                 
                   

2

                 
                   

3

                 
                   

4

                 
                   

5

                 
                   

Б

                 
                   

А

                 
                   

Б

                 
                   

Б

                 
                   

Б

                 
           
         
           

А) в широком значении
            Б) в узком значении

         
   
   


   

   

Следующим «проблемным» элементом содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их различать - успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Это экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.

   


    Примеры заданий

   

1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества

   

1) экономическую
    2) социальную
    3) политическую
    4) духовную
   
    Ответ: 1

   

2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества:

   

1) экономическую
    2) социальную
    3) политическую
    4) духовную
   
    Ответ: 2

   

Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Труднее задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.

   

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

   

А. В условиях экономического кризиса президент стран назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественно жизни.
   
    Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.
   
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно и А, и Б
    4) оба суждения неверны.
   
    Ответ: 3

   

4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

   

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.
   
    Б. В результате налоговых реформ выросли темпы. промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
    морали.
   
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно и А, и Б
    4) оба суждения неверны.
   
    Ответ: 1

   

Следующим трудным элементом содержания является тема «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.

   

Остановимся на наиболее сложных заданиях.

   

Примеры заданий

   

1. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

   

А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.
   
    Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.
   
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
   
    Ответ: 4

   

2. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

   

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.
   
    Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.
   
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
   
    Ответ: 4

   

3. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны

   

1) развитие сферы услуг
    2) рост численности рабочего класса
    3) отсутствие социальной стратификации
    4) использование информационных технологий
    5) глобализация экономики и финансов
    6) резкий подъем рождаемости
   
    Ответ: 145

   

Определенные сложности для выпускников представляла тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко опреде­лить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севе­ра» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность процесса глобализации.

   

Примеры заданий

   

1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

   

А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.
   
    Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик глобального мира.
   
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно и А и Б
    4) оба суждения неверны
   
    Ответы: 3

   

2. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества:

   

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
    2) возникли во второй половине прошлого века
    3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
    4) вызваны нехваткой природных ресурсов
    5) носят масштабный характер
    6) порождают социальные конфликты
   
    Ответ: 125

   

3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

   
                                                                                   
           

ПРОЯВЛЕНИЯ

         
           

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

         
           

1) постепенное истощение запасов нефти и металлов
            2) активизация деятельности экстремистских групп
            3) быстрый рост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки
            4) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран
            5) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

         
           

А) угроза мирового терроризма
            Б) угроза экологического кризиса
            В) проблема «Север-Юг»

         
   
   

Ответ:

   
                                                                                                                                               
           

1

         
           

2

         
           

3

         
           

4

         
           

5

         
           

Б

         
           

А

         
           

В

         
           

В

         
           

Б