№ урока Дата | Название тем, уроков, планы уроков | Тип урока. Основные виды деятельности | Основные понятия | Домашнее задание |
23-24 18.11 25.11 | Великая Французская революция и ее последствия для Европы. Наполеоновские войны. 1. Причины революции во Франции. 2. Установление якобинской диктатуры и ее итоги. 3. Термидорианский режим и истоки его слабости. 2. 4. Переворот во Франции и создание империи Наполеона I. 5. Войны Франции в континентальной Европе. Кризис экономической политики империи и освободительная борьба народов. 6. Вторжение Наполеона в Россию и Отечественная война 1812 г. 7. Крушение империи во Франции. 8. «100 дней» Наполеона Бонапарта и Венский мир 1815 г. | Лекция учителя об историческом значении революции во Франции, ее воздействии на судьбы народов Европы. Дискуссия на тему «Почему революция во Франции вошла в историю как Великая?». Анализ опыта якобинской диктатуры, его сопоставление с идеалами эпохи Просвещения. Обсуждение с учащимися феномена Наполеона, значения его личности для народов Европы. Сильные и слабые стороны режима Империи во Франции. Сопоставительный анализ положения России и Франции в начале XIX века. Роль России как ведущей державы в поддержании равновесия сил в Европе. Политика Александра I после заключения Тильзитского мира. Европейская политика 1813-1815 гг., ее особенности. Подъем национализма в европейских странах и его значение. Работа с понятиями. | Кризис абсолютизма. Национальное собрание, Учредительное собрание. Бастилия, жирондисты, якобинцы, конвент, республика, термидорианский переворот. Экспансия, агрессия, гвардия, режим Наполеона Бонапарта, милитаризм. | § 35-36 |
25. 25.11 | Промышленный переворот в Англии и его последствия 1. Научно-технические предпосылки промышленного переворота. 2. Развитие мануфактурного производства и его значение. 3. Новые черты социальных отношений промышленного общества. 4. Наступление колониальной системы. | Лекция учителя, работа с материалами учебника. Объяснение исторической значимости промышленного переворота в крупном государстве Европы. Дискуссия по вопросу о том, почему именно Англия стала родиной перехода к новому типу циви-лизационного развития. Объяснение причин замедленного развития стран Востока, возникновения возможностей их подчинения промышленными державами. | Мануфактурное производство, промышленная революция, разделение труда, рабочие союзы, модернизация. | § 37 -38 |
№ урока Дата | Название тем, уроков, планы уроков | Тип урока. Основные виды деятельности | Основные понятия | Домашнее задание |
26. 02.12 | Обшественно-политическое развитие стран Западной Европы во второй половине XIX века. 1. Либерализм XIX века. 2. Консервативная идеология и ее особенности. 3. От утопического социализма к марксизму. | Выделение основных направлений в общественно-политической мысли. Сообщения учащихся о ведущих представителях ее главных течений. Марксизм и его роль в развитии рабочего, революционного движения. | Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм. Манифест Коммунистической партии. Интернационал. | § 39 |
27. 02.12 | Наука и искусство в ХУШ-Х1Х веках. 1. Развитие естественнонаучных знаний. 2. Основные направления в литературе и художественном творчестве. | Доклады учащихся о выдающихся деятелях науки и культуры. Принципы развития естественнонаучных знаний, роль материалистических воззрений в науке. Характеристика основных направлений в литературе XIX века. | Развитие естественно-научных знаний. Научные достижения XVIII –XIX веков | § 40 |
28. 09.12 | Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. 1. Революционное движение в Италии и создание единого итальянского государства. 2. Возвышение Пруссии. 3. Франко-прусская война. Парижская коммуна и создание Германской империи. | Лекция учителя о предпосылках возникновения крупных национальных государств в Германии и Италии. Работа со схемами и картами. Обсуждение уроков Парижской коммуны и ее значения для революционного движения в Европе. | Джузеппе Гарибальди. Камило Кавур. Общеитальянский парламент. Бисмарк Роль Пруссии в объединении Германии | § 41-43 |
29. 09.12 | Тема XI Страны Западного полушария в XIX веке. Завершение колониального раздела мира 1. Освободительные революции в странах Латинской Америки и их итоги. 2. Развитие стран Америки в первой половине XIX века. 3. Гражданская война в США и ее значение. 1. Колониальная политика Великобритании. Захваты на юге Африки. 2. Обострение соперничества колониальных держав. 3. Итоги колониальной политики. | Сообщения учащихся о лидерах революционного движения в Латинской Америке. Значение отмены рабства в США для развития американской демократии. Уроки и Опыт гражданской войны в США. Работа с текстом учебника, картой и схемой. | Колонии- источники сырья. Американская мечта. Отмена рабства Гражданская война | § 43 |
30 16.12 | Эволюция системы международных отношений в Новое время | Соперничество национальных государств. Международные приоритеты. Экспансия | Международные союзы. | § 48 |
Контрольно - измерительные материалы по курсу «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века»
Мониторинг | Темы |
1. Проверочная работа по теме « История и исторический процесс. Первобытность». 2. Тест «Цивилизации Древнего Востока». 3. Блиц вопросы по теме «Античные цивилизации». 4. Заполнение таблицы «События, факты, люди» по теме «Речные и морские цивилизации». 5. Лото «Средневековая цивилизация». 6. Устный ответ «Ранние буржуазные революции». 7. Игра «Ценные вопросы». 8. Зачет по основным понятиям по курсу «Всеобщей истории». 9. Компьютерные тесты по курсу «Всеобщая история». 10. Контрольная работа за курс «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» | Тема 1.Пути и методы познания истории Тема II. Первобытная эпоха У истоков рода человеческого. Тема III. Первые государства Древнего мира Деспотии Востока. Повторение тем «Речные и морские цивилизации» Тема IV Античная эпоха в истории человечества Тема V. Период раннего средневековья (У-Х вв.) Тема VI Западная Европа в эпоху Ренессанса Тема VIIКолониальная экспансия Тема VIII. Позднее средневековье (XVI-начало XVII вв.)Реформация, контрреформация и религиозные войны на Европейском континенте. Тема IX. Европа на новом этапе развития (конец ХУП-ХУШ века).Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии. Тема X. Время потрясений и перемен (конец XVIII - начало XIX века) Тема XIСтраны Западного полушария в XIX веке. Завершение колониального раздела мира |
Тематическое планирование по истории России для 10-х классов. Базовый уровень
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
1 | Восточная Европа в доисторический период | Вводный | Предыстория народов России. «Неолитическая революция». Появление железных орудий труда. Восточные славяне в древности. Особенности становления славянской цивилизации | Понимать историческую обусловленность процессов | Ведение конспекта | Н.И.Павленко и др. §1 | |
Модуль 1. Древняя Русь | |||||||
2 | Рождение древнерусского государства | Лекция с элементами практической работы | Соседи восточных славян. Межплеменные союзы и консолидация славян. Язычество и языческие представления. Торговля древней Руси | Выявлять особенности исторического развития | Составление плана-схемы | §1, вопр.2 (письменно) | |
3 | Начало создания древнерусского государства | Лекция с элементами эвристической беседы | Легенда о призвании варягов. Первые князья. Князь, дружина, вече. Крещение Руси | Овладевать историчностью мышления | Работа с текстом учебника | §2, вопр.3 (устно) | |
4 | Расцвет и упадок Древней Руси | Лекция в проблемном изложении | Древняя Русь при Ярославе Мудром. Владимир Мономах. Древнерусское государство и его характер. Зависимое и свободное население Древней Руси | Определять взаимосвязь исторических событий | Составление тезисного плана-конспекта | §3. вопр.8 (письменно) | |
5 | Древняя Русь: рождение государства | Практическая работа | Особенности исторического развития древнерусского государства. Как повлияло на развитие государства крещение Руси? | Выявлять причинно-следственные связи и особенности | Работа по заданиям | ||
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
Модуль 2. От Руси удельной к Московской Руси | |||||||
6 | Русские земли в начале удельного периода | Лекция с элементами дискуссии | Русская земля в XII - первой трети XIII в. Причины распада Древней Руси. Новые формы организации государственной власти. Северо-Восточная Русь. Новгородская республика | Формулировать собственную позицию на основе исторического материала | Работа с текстом учебника | §4, вопр.7.8 (устно) | |
7 | Русь и орда | Лекция с элементами практической работы | Монгольское нашествие и образование Золотой Орды. Русские земли после монгольского нашествия. Борьба с экспансией с Запада. Александр Невский - личность | Выявлять исторические особенности процессов | Составление плана-схемы. Работа с картой | §5, вопр.4 (письменно) | |
8 | Возвышение Москвы | Лекция с элементами самостоятельной работы | Предпосылки объединения. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Основные этапы и направления политики московских князей. Куликовская битва. | Выявлять особенности развития. Раскрывать взаимосвязь событий и явлений | Составление тезисного плана-конспекта по тексту учебника | §6-7, вопр.4 (устно) | |
9 | Феодальная война второй четверти XVв. Великое княжество Литовское в XIV- XVвв. | Лабораторная работа | Альтернатива объединению Северо-Восточной Руси. Какое место в истории древнерусских земель занимает Великое княжество Литовское и Русское? | Понимать историческую взаимосвязь процессов и событий | Составление сравнительной характеристики: политические отношения | §6-7 | |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
10 | Создание державы | Выполнение кратких выводов | Завершение объединения земель вокруг Москвы. Освобождение от ордынской зависимости. Формирование самодержавной идеологии. Власть и церковь в эпоху формирования единого Русского государства | Выявлять особенности исторического развития | Работа с текстом учебника и документами | §8, | |
11 | Политическая борьба в царствование Ивана IV | Лекция с элементами дискуссии | Русское государство и общество в первой половине XVI в. Борьба за власть. Эпоха реформ. Значение и последствия реформ | Выявлять причинно-следственные связи и особенности | Заполнение таблицы | §10, подготовка к семинару по §11 | |
12 | Ливонская война и опричнина Ивана Грозного | Семинарское занятие | На новых рубежах. Царство террора. Какие альтернативы развития существовали в середине XVI в.? Какая модель развития и почему взяла верх? | Овладевать оценочными суждениями | Аргументированные суждения | ||
13 | Россия в конце XVI в. Смутное время в Московском государстве | Лекция с элементами практической работы | Царствование Федора Ивановича. Учреждение патриаршества. Царь Борис Годунов. Смута и ее основные этапы. Народные ополчения и освобождение Москвы. Избрание М.Ф.Романова | Выявлять историческую обусловленность процессов | Выполнение кратких выводов | §§12,13 подготовка к конференции по §9,12 | |
14 | Культура Руси в XIV – XVIвв. | Урок-конференция | Иван III – «государь всея Руси». Строительство государства. Летописание. Литература. Иконопись | Выявлять культурологические особенности развития | Доклады-сообщения | ||
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
Модуль 3.Россия в XVII – начале XVIII вв. | |||||||
15 | Внутренняя политика | Комбинированный | Земский собор 1648-1649 гг. Оформление крепостного права. Сословный строй. На путях к абсолютизму. | Анализировать исторический материал | Выполнение кратких выводов | §14. вопр.6 (письменно) | |
16 | Внешняя политика России в XVII в. | Комбинированный | Смоленская война. Война за Украину. Борьба с набегами крымских татар. Покорение Сибири. Война с Османской империей | Выявлять особенности развития. Раскрывать взаимосвязь событий и явлений | Работа с текстом учебника, картой. | §15. вопр.5 (устно) | |
17 | Социальные конфликты в XVII в. | Самостоятельная работа | Медный бунт. Бунт Стеньки Разина. Раскол в православной церкви. Итоги противостояния. Роль и место раскола в истории России | Формулировать собственную позицию на основе исторического материала | Заполнение сравнительной таблицы. Выполнение кратких выводов | §16, | |
18 | Предпосылки преобразований в России в начале XVIII в. | Комбинированный | Восшествие на трон Петра. Правление Софьи. Великое посольство. Стрелецкий бунт. Внутренние предпосылки преобразований. | Выявлять особенности развития. Раскрывать взаимосвязь событий и явлений | Составление плана-конспекта | §18 | |
19 | Северная война и реформы | Лекция с элементами практической работы | Катастрофа под Нарвой. Первые победы и создание регулярной армии. Астраханский бунт и казачье движение на Дону. Полтавская битва. Ништадский мир | Формулировать собственную позицию на основе исторического материала | Работа с текстом учебника, картой. | §19 | |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
20 | Обновленная Россия | Лекция в проблемном изложении | Идеология реформ. Административные реформы и реформы в области культуры и просвещения. Итоги реформ | Выявлять исторические особенности процессов. Систематизировать материал | Заполнение таблицы | §20, подготовка к семинару по §§17,20 | |
21 | Петровские реформы: исторический выбор России | Практическая работа | Можно ли считать, что результатом Петровских реформ стало дальнейшее упрочение крепостничества? | Выявлять причинно-следственные связи и особенности | Выполнение развернутого ответа | ||
22 | Культура России в XVII – начале XVIII вв.: от традиционной культуры к светской | Семинарское занятие | Культура и быт в XVII в. Зодчество. Живопись. Успехи в развитии культуры и просвещения в петровское время. Сторонники и противники реформ. Новшества в быту | Овладевать оценочными суждениями | Аргументированные суждения | ||
Модуль 4. Россия после Петра в XVIII веке | |||||||
23 | Россия в период 1725-1761 гг. | Лекция с элементами дискуссии | Внутренняя политика правительства. Внешняя политика России: успехи и неудачи | Выявлять исторические особенности процессов | Работа с документами | §21 | |
24 | Внутренняя политика правительства в1761-1801 гг. | Лекция с элементами практической работы | Общая характеристика периода. Правительственная идеология второй половины XVIII в. Социально-политические и экономические мероприятия | Выявлять особенности развития. Раскрывать взаимосвязь событий и явлений | Составление развернутой структурной схемы | §§22,23, вопр. 4,5 (письменно) | |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
25 | Внешняя политика России в 1761-1801 гг. | Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Разделы Польши. Екатерина и Французская революция | Выявлять исторические особенности процессов | Работа с текстом учебника, картой. | §24 | ||
26 | Основные черты социально-экономического развития России в 1725-1801 гг. | Самостоятельная работа | Положение основных слоев населения. Основные черты экономики России. Можно ли считать правительственными мерами освоение территорий на юге страны? Развитие мануфактурного производства | Формулировать собственную позицию на основе исторического материала | Работа с текстом учебника, ответы на вопр. 3,4,5 по §25, | ||
27 | Массовое движение и зарождение общественного движения в России XVIII века | Комбинированный | Особенности массового движения. Емельян Пугачев – личность. Зарождение общественного движения. А.Н.Радищев и его сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» | Понимать историческую обусловленность процессов. | Составление плана-конспекта | §26, подготовка к уроку-конференции по §27 | |
28 | Основные направления развития культуры России в 1725-1801 гг | Урок-конференция | Просвещение и наука. Художественная культура России. Живопись, архитектура. Московский университет имени М.В.Ломоносова | Выявлять культурологические особенности развития | Доклады-сообщения | ||
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
Модуль 5. Россия в первой половине XIX века | |||||||
29 | Внутренняя политика правительства в 1801-1855 гг. | Лекция с элементами самостоятельной работы | Территория и население. Портреты двух императоров: Александра I и Николая I. Правительственная идеология. Проекты реформ и реальная политика. Причины неудач правительственных реформ | Анализировать исторический материал | Выполнение кратких выводов | §§28,29, вопр. 2,3 к §29 (устно) | |
30 | Внешняя политика России в 1801-1855 гг. | Лекция с элементами дискуссии | Отечественная война 1812 г. Россия и «венская система». Восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг. | Выявлять исторические особенности процессов | Работа с текстом учебника, картой. | §30 | |
31 | Особенности политического развития России в первый период XIX в. | Практическая работа | Внутренняя политика: успехи и неудачи. Попытки реформ. Противоречивость внешней политики. Победы и поражения в войнах первой половины XIX века | Анализировать исторический материал, делать краткие выводы | Составление диаграммы развития | ||
32 | Общественное движение в России в первой половине XIX века | Лекция с элементами практической работы | Зарождение консерватизма. Декабристское движение. Либералы: западники и славянофилы. Первые российские социалисты | Выявлять особенности развития. Раскрывать взаимосвязь событий | Выполнение логических заданий | §31, вопр. 3 (письменно) | |
33 | Основные направления социально-экономического развития империи | Комбинированный | Характеристика сословий. Основные направления развития экономики. Основные черты массового движения в 1801 1855 гг. – стремление к свободе | Выявлять причинно-следственные связи и особенности | Составление структурной блок-схемы | §32, вопр. 3 подготовка к конференции по §§33,34 | |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
34 | Основные направления развития науки, просвещения и российского искусства | Урок-конференция | Система просвещения и политики правительства в области образования. Развитие науки. Живопись, архитектура, театр, музыка | Выявлять культурологические особенности развития | Доклады-сообщения | ||
Модуль 6. Россия во второй половине XIX века | |||||||
35 | Великие реформы. Их значение и судьба | Лекция с элементами самостоятельной работы | Территория и население. Портреты двух императоров: Александра II и Александра III. Правительственная идеология. Основные направления реформ Александра II | Анализировать исторический материал | Составление развернутой схемы | §§35,36. вопр.3 (устно) | |
36 | Внешняя политика России в 1860-1880гг. | Лекция с элементами дискуссии | Отношения России со странами Европы. Россия, США и страны Востока. «Внутренние» внешние проблемы: Кавказская война | Выявлять исторические особенности процессов | Работа с текстом учебника, картой. | §37, подготовка к семинару по §38 | |
37 | Общественное движение в России в 1860-1880 гг. | Семинарское занятие | Нигилизм и народническое движение в 1860-е годы. Действенное народничество 1870-х гг. «Народная воля» и убийство царя. Можно ли считать народовольцев террористами? | Высказывать собственные суждения на основе фактов | Аргументированные суждения | Подготовка к уроку-конференции по §§40,41,42 | |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметные и надпредметные компетенции | Способы проверки, КИМ | Домашнее задание | |
38 | Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России | Лекция с элементами практической работы | Дворянство, крестьянство и состояние сельского хозяйства. Городские сословия России и развитие промышленности. Массовое движение во второй половине XIX века. Рабочее движение | Формулировать собственную позицию на основе исторического материала | Составление развернутого плана-схемы | §39. подготовка к контрольной работе | |
39 | Особенности развития России с IX до конца XIX века | Контрольная работа | Экономическое, политическое и общественное развитие. От Руси к России. Абсолютное самодержавие как форма власти имперского государства | Знать основные даты, имена, события, исторические особенности развития | Тестовые задания | ||
40 | Просвещение и наука в России в XIX веке | Урок-конференция | Быт и повседневная жизнь различных слоев населения. Изменения в системе образования. Развитие отечественной науки. Живопись, архитектура, музыка, театр | Выявлять культурологические особенности развития | Доклады-сообщения | ||
41-42 | Резерв времени |