Методическая система учителя
Формирование индивидуальной образовательной траектории через компетентностно-ориентированный подход в преподавании истории.
Мачалова Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №10 гЖелезнодорожный
Актуальность. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом
месте стоит переход к новым образовательным стандартам. ФГОС должны создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность
в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным траекториям.
Акцент на индивидуальное обучение отражен как в ФГОС 1 и 2 поколения, так и в регламентирующем документе – базисном учебном плане школы, согласно которому предусмотрено выделение
отдельных часов на ученический компонент.
Для реализации индивидуальной образовательной траектории на уроках истории была выстроена данная методическая система. На подготовительном этапе (2007-2010 гг.) работа шла по формированию
теоретических знаний и технологий. Основы подхода были заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ведущая идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в
овладении ключевыми компетенциями выпускниками общеобразовательных учреждений через индивидуальную образовательную траекторию, основанную на компетентностно-ориенитированном подходе.
Индивидуальная образовательная траектория – это целенаправленная дифференциальная деятельность, обеспечивающая учащимся осознанный выбор, самореализацию, рефлексию и коррекцию самооценки
при педагогической поддержке со стороны учителя. В основе лежит комплексная составляющая образовательных направлений, мотивация и целеполагание ученической деятельности в соответствии с учительской
доминантой, конечный результат в виде разнообразных, включая предметные, компетенций.
Цели и задачи методической системы. Реализация персональных моделей образования – ведущая цель образования в профильной школе в соответствии с ФГОС второго поколения.
Задачи системы: создание образовательной среды, для обеспечения индивидуальной зоны творческого развития ученика, оптимизация процесса обучения через компетентностно-ориентированый
подход для приобретения ключевых компетенций, формирование учащимися на каждом этапе урочной и внеурочной деятельности собственной образовательной продукции, опираясь на свои
индивидуальные качества и способности, создание педагогических условий для успешной социализации школьников с учетом психологических особенностей и способностей личности.
Условия реализации методической системы
1.Преподавание истории ведется на базовом уровне (5-7 класс). По итогам работы в 7 классе учащиеся сдают устный экзамен, результаты которого диагностируют выбор учащихся и их родителей.
Предпрофильная подготовка начинается с 8 класса после деления школьников на классы социально-гуманитарного и социально-экономического профиля (8-9 класс).
2. На базовом и профильном уровне (10-11 класс) преподавание истории ведется дифференцированно соответственно в классах социально-экономического и социально-гуманитарного профиля.
3. Система основывается на деятельностном характере обучения за счет включения учащихся в реализацию какой-либо учебной деятельности – работа по образцу, исследование, проектирование
с опорой на педагогическое руководство.
4. Одновременно создаются условия для приобретения школьниками опыта постановки и достижения цели,
5. При этом педагог демонстрирует свое собственное компетентное поведение, способствующее формированию личности ученика.
В ходе рефлексивно-оценочного этапа сложилась единая система диагностирования ключевых компетенций: выделение ключевых компетенций, чтобы они могли развиваться во время освоения
образовательной программы, определение их содержания через КИМы; доведение важности формирования ключевых компетенций до учащихся и родителей; оценивание достижений учащихся
по ключевым компетенциям в соответствии с образовательными направлениями; с этой целью была разработана рейтинговая модель, которая обозначает умение использовать изученный материал
в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий, которые оцениваются через систему диагностических работ, тематических
КИМов, работу в группах для целенаправленной подготовки к ЕГЭ, систему курсовой работы с одаренными детьми.
Дополнением стала мониторинговая модель оценивания достижений учащихся. Она включает создание «портфолио», наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. На каждого
ученика заводится электронный архив, в котором фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и
насколько они сформировались.
Виды ключевых (универсальных) компетенций, выделенных в ходе конструирования методической системы
Предметная – усвоенные учащимися специальные компетенции, опыт творческой деятельности и ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний
Социальная – универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Информационная – освоение методов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации
Проектная – умение выдвигать идеи, ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты
Рефлексивная –готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю, зачем я это делаю, как я это делаю, что получу в результате; отслеживать свои результаты,
выходить на новые цели обучения и достигать их.
Особенности методической системы
1. Даже при одинаковых знаниях базового уровня в 5-7 классах образовательные продукты разных учеников будут различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются.
2. Другая особенность – проблема взаимодействия с учащимися профильной школы, дифференцированными по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилям.
Выход был найден за счет индивидуального компетентностно-ориентированного подхода. Это деятельностный подход, который позволяет дифференцировать обучение в соответствии с индивидуальной
траекторией на базовом и профильном уровне. В основе различий лежит мотивационная деятельность учащихся, отбор содержания, объем и скорость освоения материала, уровень сложности проблемных
вопросов, роль учителя-инструктора в социально-экономических классах и учителя-координатора в социально-гуманитарных классах.
Формы обучения. При акценте на проектное и проблемное обучение преимущественными формами стали: критический анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание собственного текста,
выступление (презентация). Технологии компетентностно-ориентированного подхода (технология интерактивного обучения, проектная технология, технология проблемного обучения) являются базовыми
для индивидуальной образовательной траектории.
Методы обучения. Характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся обосновали критерии выбора метода обучения. Ими стали репродуктивный метод (по образцу) для учащихся
5-7 классов на базовом уровне и частично для учащихся предпрофильной (8-9 классы) и профильной социально-экономической подготовки (10-11 классы). В зависимости от личных достижений учащихся
этих классов применяются метод проблемного изложения, который способствует закреплению более широкого спектра компетенций. Метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический,
метод, а также исследовательский метод применяется в профильных социально-гуманитарных классах.
К средствам и приемам, выработанным для данной системы, относятся:
1. Организация эффективного управления образовательным процессом. Организация профильной и предпрофильной подготовки учащихся. Работа в рамках методического объединения кафедры истории и
обществознания. Создание организационно-педагогических средств (учебные планы, экзаменационные билеты, проблемные задания, учебные пособия и т.п.).
2. Мотивация деятельности учащихся социально-экономических классов на реализацию общеобразовательных стандартов и развитие общей эрудиции, учащихся социально-гуманитарных классов – на
получение профильных знаний и реализацию предметных компетенций. Применение проблемных вопросов и познавательных задач на разных стадиях уроков, учебное и социальное проектирование,
рефлексивно-оценочная деятельность учащихся, которая позволяет отслеживать динамику и корректировать процесс формирования ценностей и компетенций.
3. Использование образовательных, включая компьютерные, технологий. Создание учебно-наглядных пособий. Участие в экспертной группе школьных научно-практических конференций. Дистанционное обучение.
4. Приобретение творческого опыта, ценностных ориентаций, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности и социальные чувства. Внеурочная деятельность с участниками
конкурсов и олимпиад разного уровня.
5. Приобретение позитивного социального опыта через самоуправление школы.
6. Формирование успешности, как ученика, так и учителя. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Результаты движения по образовательной траектории проверяются через полученные компетенции, которые реализуются через высокие результаты олимпиад, итоги промежуточной и государственной
аттестации и поступления в вузы страны.
Кроме того, существующая обратная связь, позволяет не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.
Свидетельством успешной социализации школьников стало овладение ими наиболее престижными специальностями и трудоустройство не только в городе, но и в Москве и других крупных городах.