Приветствую Вас, Гость
   

Методическая система учителя

   

Формирование индивидуальной образовательной траектории через компетентностно-ориентированный подход в преподавании истории.

   

Мачалова Ирина Николаевна,

   

учитель истории и обществознания

   

МОУ СОШ №10 гЖелезнодорожный

   

Актуальность. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом

месте стоит переход к новым образовательным стандартам. ФГОС должны создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность

в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.

   

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным траекториям.

Акцент на индивидуальное обучение отражен как в ФГОС 1 и 2 поколения, так и в регламентирующем документе – базисном учебном плане школы, согласно которому предусмотрено выделение

отдельных часов на ученический компонент.

   

Для реализации индивидуальной образовательной траектории на уроках истории была выстроена данная методическая система. На подготовительном этапе (2007-2010 гг.) работа шла по формированию

теоретических знаний и технологий. Основы подхода были заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ведущая идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в

овладении ключевыми компетенциями выпускниками общеобразовательных учреждений через индивидуальную образовательную траекторию, основанную на компетентностно-ориенитированном подходе.

Индивидуальная образовательная траектория – это целенаправленная дифференциальная деятельность, обеспечивающая учащимся осознанный выбор, самореализацию, рефлексию и коррекцию самооценки

при педагогической поддержке со стороны учителя. В основе лежит комплексная составляющая образовательных направлений, мотивация и целеполагание ученической деятельности в соответствии с учительской

доминантой, конечный результат в виде разнообразных, включая предметные, компетенций.

   

Цели и задачи методической системы. Реализация персональных моделей образования – ведущая цель образования в профильной школе в соответствии с ФГОС второго поколения.

Задачи системы: создание образовательной среды, для обеспечения индивидуальной зоны творческого развития ученика, оптимизация процесса обучения через компетентностно-ориентированый

подход  для приобретения ключевых компетенций, формирование учащимися на каждом этапе урочной и внеурочной деятельности собственной образовательной продукции, опираясь на свои

индивидуальные качества и способности, создание педагогических условий для успешной социализации школьников с учетом психологических особенностей и способностей личности.

   

Условия реализации методической системы

   
1.Преподавание истории ведется на базовом уровне (5-7 класс). По итогам работы в 7 классе учащиеся сдают устный экзамен, результаты которого диагностируют выбор учащихся и их родителей.
 Предпрофильная подготовка начинается с 8 класса после деления школьников на классы социально-гуманитарного и социально-экономического профиля (8-9 класс).
   
2. На базовом и профильном уровне (10-11 класс) преподавание истории ведется дифференцированно соответственно в классах социально-экономического и социально-гуманитарного профиля. 
   
3. Система основывается на деятельностном характере обучения за счет включения учащихся в реализацию какой-либо учебной деятельности – работа по образцу, исследование, проектирование
 с опорой на педагогическое руководство.
   
4. Одновременно создаются условия для приобретения школьниками опыта постановки и достижения цели,
   
5. При этом педагог демонстрирует свое собственное компетентное поведение, способствующее формированию личности ученика.
   

В ходе рефлексивно-оценочного этапа сложилась единая система диагностирования ключевых компетенций: выделение ключевых компетенций, чтобы они могли развиваться во время освоения

образовательной программы, определение их содержания через КИМы;  доведение важности формирования ключевых компетенций до учащихся и родителей; оценивание достижений учащихся

по ключевым компетенциям в соответствии с образовательными направлениями; с этой целью была разработана рейтинговая модель, которая обозначает умение использовать изученный материал

в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий, которые оцениваются через систему диагностических работ, тематических

КИМов, работу в группах для целенаправленной подготовки к ЕГЭ, систему курсовой работы с одаренными детьми.

   

Дополнением стала мониторинговая модель оценивания достижений учащихся. Она включает создание «портфолио», наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. На каждого

ученика заводится электронный архив, в котором фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и

насколько они сформировались.

   

Виды ключевых (универсальных) компетенций, выделенных в ходе конструирования методической системы

   

Предметная – усвоенные учащимися специальные компетенции, опыт творческой деятельности и ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний

   

Социальная – универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

   

Информационная – освоение методов  самостоятельного приобретения  знаний из различных источников информации

   

Проектная – умение выдвигать идеи, ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты

   

Рефлексивная –готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю, зачем я это делаю, как я это делаю, что получу в результате; отслеживать свои  результаты,

выходить на новые цели обучения и достигать их.

   

Особенности методической системы

   

1. Даже при одинаковых знаниях базового уровня в 5-7 классах образовательные продукты разных учеников будут различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются.

   

2. Другая особенность – проблема взаимодействия с учащимися профильной школы, дифференцированными по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилям.

   

Выход был найден за счет индивидуального компетентностно-ориентированного подхода. Это деятельностный подход, который позволяет дифференцировать обучение в соответствии с индивидуальной

траекторией на базовом и профильном уровне. В основе различий лежит мотивационная деятельность учащихся, отбор содержания, объем и скорость освоения материала, уровень сложности проблемных

вопросов, роль учителя-инструктора в социально-экономических классах и учителя-координатора в социально-гуманитарных классах.

   

Формы обучения. При акценте на проектное и проблемное обучение преимущественными формами стали: критический анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание собственного текста,

выступление (презентация). Технологии компетентностно-ориентированного подхода (технология интерактивного обучения, проектная технология, технология проблемного обучения) являются базовыми

для индивидуальной образовательной траектории.

   

Методы обучения. Характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся обосновали критерии выбора метода обучения. Ими стали репродуктивный метод (по образцу) для учащихся

5-7 классов на базовом уровне и частично для учащихся предпрофильной (8-9 классы) и профильной социально-экономической подготовки (10-11 классы). В зависимости от личных достижений учащихся

этих классов применяются метод проблемного изложения, который способствует закреплению более широкого спектра компетенций. Метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический,

метод, а также исследовательский метод применяется в профильных социально-гуманитарных классах.

   

К средствам и приемам, выработанным  для данной системы, относятся:

   

1. Организация эффективного управления образовательным процессом. Организация профильной и предпрофильной подготовки учащихся. Работа в рамках методического объединения кафедры истории и

обществознания. Создание организационно-педагогических средств (учебные планы, экзаменационные билеты, проблемные задания, учебные пособия и т.п.).

   

2.  Мотивация деятельности учащихся социально-экономических классов на реализацию общеобразовательных стандартов и развитие общей эрудиции, учащихся социально-гуманитарных классов – на

получение профильных знаний и реализацию предметных компетенций. Применение проблемных вопросов и познавательных задач на разных стадиях уроков, учебное и социальное проектирование,

рефлексивно-оценочная деятельность учащихся, которая позволяет отслеживать динамику и корректировать процесс формирования ценностей и компетенций.

   

3. Использование образовательных, включая компьютерные, технологий.  Создание учебно-наглядных пособий.  Участие в экспертной группе школьных научно-практических конференций. Дистанционное обучение.

   

4. Приобретение творческого опыта, ценностных ориентаций, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности и социальные чувства. Внеурочная деятельность с участниками

конкурсов и олимпиад разного уровня.

   

5. Приобретение позитивного социального опыта через самоуправление школы.

   

6. Формирование успешности, как ученика, так и учителя.  Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

   

Результаты движения по образовательной траектории проверяются через полученные компетенции, которые реализуются через высокие результаты олимпиад, итоги промежуточной и государственной

аттестации и поступления в вузы страны.

   

Кроме того, существующая обратная связь, позволяет не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

   

Свидетельством успешной социализации школьников стало овладение ими наиболее престижными специальностями и трудоустройство не только в городе, но и в Москве и других крупных городах.