Приветствую Вас, Гость

ЕГЭ по истории в 2010 году. Часть 4

           


            Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по истории включают несколько заданий, занимающих особое место в изучении предмета, поскольку проверяют умение анализировать исторические источники. Это умение, безусловно, ценно, как при изучении истории, так и в практической жизни.

           

В настоящее время в состав экзаменационной работы входит 12 таких заданий, т.е. около 25% от общего их числа. Совокупный максимальный балл за верные ответы – 15 баллов.
           
            Одной из главных целей изучения истории, сформулированной в стандарте, является «овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач».
           
            Среди основных требований стандарта содержатся такие умения: проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); использовать при поиске и систематизации исторической информации, отображенной в различных знаковых системах.
           
            В процессе формирования предметных умений развивается способность работать с текстами различного содержания, которая становится одной из важнейших компетентностей не только учебной деятельности. Она способствует реализации такого требования государственного стандарта по истории, как «использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации».
           
            Следуя требованиям стандарта, КИМ ЕГЭ по истории проверяют уровень их выполнения на основе включения в каждую из трех частей экзаменационной работы заданий на анализ исторических источников.
           
            Уровни сложности этих заданий различны и по содержанию и по объему. В часть 1 (А) включается краткий фрагмент из исторического документа, и предлагаются 4 варианта возможного ответа с целью выбора из них одного верного. При отборе фрагмента обязательно соблюдается требование: наличие в тексте не менее двух ключевых позиций, по которым устанавливается принадлежность документа к определенному историческому периоду, событию, деятельности исторической личности.
           
            В части 2 (В) представлены источники несколько большего объема, в которых нужно по 2-3 признакам самостоятельно найти ответы на сформулированные к документам задания.
           
            В часть 3 (С) включаются источники более значительного объема, содержание которых необходимо проанализировать и ответить несколькими предложениями на три задания С1 - С3. Эти задания формулируются на основе источниковедческих подходов к анализу документа: его атрибуция, выявление главного содержания, сути представленной информации, определение отношения действующих лиц, автора (ов) к описанным событиям, явлениям, процессам. Иногда задание С3 обращено к элементам критического анализа документа – сопоставлению авторских позиций, выводов с изложением материалов в учебниках истории.
           
            В задании С2, как правило, в формулировке, присутствует упоминание – представить ответ «на основе текста источника и знаний по истории», т.е. использовать контекстные знания.
           
            В последние годы отмечается улучшение результатов в овладении умением работать с историческими источниками. Однако следует констатировать, что добиться большего выпускникам при выполнении заданий в части 1 (А) порой не позволяет элементарная невнимательность при ознакомлении как с формулировками заданий, так и с текстом документа. Не всегда обращается внимание на ключевые слова (маркеры), которые должны быть ориентиром и для восстановления в памяти отличительных черт источника, упомянутых в тексте и напрямую связанных с поисками верного ответа. Также очень важно в процессе анализа обращать внимание на обоснование, аргументацию краткого ответа в части 2(В). Помощь в этом также могут оказать ключевые слова. Установление логической связи между ними позволяет сформулировать правильный ответ.
           
            В процессе анализа документа в части 3(С) необходимо применение более сложных умений для получения полноценных ответов.
           
            Возможные причины наиболее типичных ошибок при работе с историческими источниками:

           

·        недостаточно внимательное чтение текста (особенно необходимо повторное чтение после ознакомление с формулировками всех трех заданий);

           

·        отсутствие четкого анализа текста, его разделение на фрагменты в соответствии с вопросами каждого задания;

           

·        попытки давать ответ, дословно цитируя соответствующие (а иногда и не соответствующие) отрывки;

           

·        невнимание к требованиям (особенно в задании С1), которые зачастую включают три смысловых элемента для получения оценки в 2 балла;

           

·        отсутствие в ответах на задания С2 контекстных знаний, требующих привлечения материала из учебной литературы или других исторических источников, что снижает общий балл;

           

·        отсутствие или неполнота ответа на задание С3 из-за неумения выявлять нюансы содержания текста («тональность» формулировок, характер взаимоотношений исторических персонажей, причины и следствия принятых решений и т.п.).

           

Разъяснение учащимся, особенно имеющим слабую подготовку выполнения заданий части 3(С), поможет избежать повторения подобных ошибок в дальнейшем, повысит качество их ответов.